В Санкт-Петербурге встречают Сальвадора Дали. В петербуржском Музее Фаберже открылась выставка "Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик".
В экспозиции – более 150 живописных и графических работ из европейских музеев. Большинство из этих работ не часто выставляются и на родине художника, в Испании, а в Россию вообще привезены впервые.
На выставке представлен весь творческий путь художника — от первых абсурдистских работ 1930-х годов, прославивших его имя, до переосмыслений сюжетов европейской классики в 1980-х.
"Выставка, которая привезена, сделана профессионально в самом высочайшем смысле этого слова, — отмечает заместитель председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец. — Вы увидите работы Дали, и даже если кому-то посчастливилось их видеть в тех коллекциях, где они постоянно находятся, например, в Фигерасе, вы их не узнаете. Коллекция показана так, что вы видите совершенно другие работы, другой свет".
Затемненный зал и специальная подсветка – особенность выставочного пространства Музея Фаберже. От такого оформления картины будто светятся изнутри, создавая иллюзию полного погружения в мир Сальвадора Дали. Мир не бунтаря, воскликнувшего: "Сюрреализм – это я!", а умудренного жизнью человека.
"Он не смирившийся, просто он возвращается, он хотел нам сказать, что все равно базой каждого художника для того, чтобы он состоялся, является классика", — подчеркивает директор Музея Фаберже Владимир Воронченко.
И все-таки для контраста открывают выставку шедевры сюрреализма 1930-х годов. В том числе и недавнее, рекордно дорогое приобретение Фонда "Гала – Сальвадор Дали" – "Пейзаж с загадочными элементами". На первом плане изображен кумир Сальвадора – нидерландский художник XVII века Вермеер, а вдали – малыш, гуляющий с няней – он сам. Большие циклы, представленные в России впервые, – иллюстрации к автобиографии Бенвенуто Челлини и к "Божественной комедии" Данте. Серии, включающие в себя более сотни работ, выполненных в акварели, гуаши, сангине и чернилах, уже более полувека считаются хрестоматийными.
"Это тонкий процесс его развития, его возвращения к классике и своим источникам вдохновения, которые и побудили его стать художником. И мы видим, как в конце жизни он остается как бы наедине с ними – с Вермеером, Микеланджело, Веласкесом, Леонардо", — отмечает управляющий директор Фонда "Гала – Сальвадор Дали" Жоан Мануэль Севильяно.
Каждая картина на выставке – это еще и целый рассказ о жизни Дали и жизни общества. Портрет "Костюм обнаженной с хвостами трески" — напоминание о задуманном им балете "Безумный Тристан". Помешала тогда Вторая мировая война. Дали вместе с труппой эмигрировал в Америку. Картину взял с собой как талисман. Осуществить постановку ему удалось лишь в 1948-м. "Женщина-бабочка" была написана по заказу фармацевтической фирмы для рекламной кампании нового транквилизатора. Необычайная легкость бытия после принятия этого средства воплощена в образе воздушного существа. Вскоре лекарство отнесли к наркотикам и изъяли из продажи. Картина тоже осталась не у дел и практически не выставлялась.
"В чем-то он непривычный, но все равно это Дали. Если вы даже посмотрите на эти картины классики, это классика, и конечно, плюс сюрреализм", — говорит директор Музея Фаберже Владимир Воронченко.
Впервые в России и произведения, посвященные еще одному кумиру, — Микеланджело. В начале 1980-х художник был сломлен смертью любимой жены Галы. Его все больше начинают интересовать вопросы бессмертия и потусторонней жизни. Творчески переосмысливая сюжеты Микеланджело, он будто пытается найти божественное в земном. Дали проявляет не только огромное уважение к традиции и прошлому, но и старается превзойти мастера путем постоянного новаторства и погружения в современность. И в этом тоже весь Дали.
Источник: artrussia.ru