Третьяковская галерея открывает важнейший проект сезона — ретроспективу работ Зинаиды Серебряковой, одной из первых и самых любимых публикой в России профессиональных женщин-художников.
Это наиболее полный за прошедшие 30 лет монографический показ её произведений.
Выставка размещена на двух этажах Инженерного корпуса Третьяковской галереи. Такое исключение, когда все выставочное пространство здания предоставлено одному мастеру, до настоящего времени было сделано только для ретроспективы Марка Шагала.
Структура выставки, построенной в формате кураторского исследования, включает несколько разделов: ранние произведения, портреты, крестьянский цикл, натурные наброски балерин, пейзажи, эскизы росписей Казанского вокзала в Москве, работы парижского периода, бельгийские панно, а также марокканская серия. Акцент в экспозиции сделан на самом плодотворном — русском периоде творчества Серебряковой, когда были созданы важнейшие, знаковые произведения мастера. Все наиболее известные работы русского периода собраны на третьем этаже Инженерного корпуса, на втором — произведения, выполненные в эмиграции – во Франции, Италии, Бельгии и Марокко.
Самые ранние, почти детские работы Серебряковой позволяют проследить формирование и развитие ее таланта. Молодая художница изображает уютные сцены домашней жизни, учебные классы, сельские мотивы, а также увиденное во время заграничных поездок. В эти же годы появились первые автопортреты, отражающие сложную гамму чувств взрослеющей девушки. В картине "За туалетом. Автопортрет" Серебрякова представляет себя в отражении в зеркале, что привносит оттенок интимности и одновременно создает отстраненность.
Портреты близких родственников и друзей передают атмосферу дома Серебряковых и теплоту домашней обстановки. Наброски маленьких детей в Нескучном и изображения подрастающих детей в доме Бенуа в Петрограде отличаются легкостью, точностью, но и глубиной содержания. На картине "За завтраком" 1914 года изображены дети Серебряковой – Евгений, Александр и Татьяна. Групповой портрет представлен как жанровая сцена, в которой большую роль играет натюрморт.
Крестьянская тема представлена портретными зарисовками, этюдами и законченными картинами: "Жатва" и "Беление холста" (1917). Торжественная величавость и спокойная созерцательность героинь привносит в простой трудовой процесс оттенок ритуального действа, картина превращается в эпическое повествование.
Серия портретов балерин, исполненных маслом, темперой и акварелью, представляет собой наброски с юных танцовщиц и раскрывает закулисный мир гримерных Мариинского театра.
Открытием для публики станет пейзажный цикл Серебряковой. Она обладала даром тонко чувствовать и с присущей ей изысканностью передавать в работах самую суть природы. Среди произведений русского периода представлены пейзажи родового имения Нескучное, написанные преимущественно темперой; их отличает картинная законченность и эпическое звучание. Эту серию дополняют натурные наблюдения Крыма и Царского Села.
Выставка раскрывает новые грани парижского периода Зинаиды Серебряковой. Портреты и пейзажи, привезенные на выставку из французских коллекций, впервые демонстрируются российскому зрителю. Более половины жизни, начиная с 1924 года, З.Е.Серебрякова жила во Франции. В первое время круг портретируемых лиц составляли по преимуществу русские, находящиеся в эмиграции, а также ее знакомые по петербургской жизни. Экспонируются пейзажи, созданные во французской Ривьере, в Провансе, Бретани, а также в Швейцарии и Италии.
Впервые московскому зрителю представлены декоративные панно, выполненные для бельгийской виллы барона Ж.-А. де Броуэра. Этот заказ стал первым и единственным в биографии Серебряковой реализованным проектом в оформлении интерьеров. Убранство зала строилось на сочетании горизонтальных и вертикальных панно с аллегорическими фигурами девушек, а также двух десюдепортов с изображением географических карт. Панно, считавшиеся утраченными во время Второй мировой войны, сохранились и в 2007 году были впервые показаны в России.
Две поездки в Марокко в 1928 и 1932 годах стали важнейшими в судьбе Серебряковой и открыли ей новые возможности для творчества. В серии марокканских этюдов Серебрякова развивала мастерство быстрого письма, избегая ненужной экзотики и этнографических подробностей.
К выставке подготовлен альбом, который включает более 220 произведений живописи и графики, а также документальные фотографии. В издание вошли статьи, каталог, хроника жизни и творчества З.Е.Серебряковой, а также письма, хранящиеся в отделе рукописей Третьяковской галереи.
3 апреля — 30 июля 2017
Источник: artrussia.ru