Новости

Что будут покупать на viennacontemporary — 2017

В Вене стартовала одна из самых молодых, но амбициозных международных ярмарок viennacontemporary; 15 галерей-участниц рассказывают о наиболее интересных художниках ярмарки и ценах на них в день открытия

Ярмарка viennacontemporary проходит в Вене в шестой раз и в третий — в огромном павильоне Marx Halle. В этом году в ней принимает участие 110 галерей. Специальные программы для молодых художников и скульпторов до 40 лет ZONE1 и Solo&Sculpture, ежегодная секция Focus, на этот раз посвященная искусству послевоенной Венгрии, современное искусство Финляндии, Дании и Швеции, объединенное в раздел Nordic Highlights, — вот акценты 2017 года. Как и впервые устраиваемый в Австрии хакатон — форум, во время которого программисты и арт-менеджеры будут решать проблемы, стоящие перед культурными институциями.

На пресс-показе владелец ярмарки российский бизнесмен Дмитрий Аксенов отметил: «У нас есть много энергии, чтобы продолжать совершенствоваться, и мы планируем войти в пятерку лучших мировых арт-ярмарок в ближайшие пять лет. Мы предлагаем концепцию, которая звучит как „Вена — город трех C — contemporary cultural capital“. Мне кажется, для Вены сейчас настало время становиться лидером глобальных идей и визуальной культуры. Мы хотим быть очень заметны, поэтому мы сделали множество приуроченных к ярмарке событий по всему городу. Нам интересны новые технологии и разработки, поэтому мы устраиваем первый в Австрии цифровой хакатон. Так мы помогаем культурным институциям найти продуктивные решения их проблем с помощью технологий».

Художественный руководитель ярмарки Кристина Штейнбрехер-Пфанд в своем приветственном слове не зря отметила, что австрийским галереям уделено в этом году особое внимание. Они составляют треть всех участников; здесь как крупные, работающие с разными видами искусства Galerie Beck & Eggeling и Artelier Contemporary, так и специализирующиеся на фотографии OstLicht или на скульптуре Galerie nächst St. Stephan Rosemarie Schwarzwälder.

Количество российских галерей уменьшилось: их четыре.

На ярмарке представлены работы мировых звезд высокого ценового сегмента. Берлинская галерея Michael Schultz привезла несколько картин Герхарда Рихтера, самая крупная из которых продается почти за €1 млн и, по словам галеристов, уже вызвала интерес. Галерея Mario Mauroner Contemporary Art из Зальцбурга предлагает коллекционерам инсталляции и фирменные рисунки Яна Фабра, сделанные ручкой Bic, по цене от €150 тыс. В венской галерее Krinzinger можно найти скульптуры Бруно Джиронколи (от €120 тыс.) и фотоработы (от €15 тыс.) из новой серии Марины Абрамович.

Корреспондент TANR поговорила с владельцами и арт-директорами галерей из всех секций, чтобы узнать, на каких художников они ставят и чего ждут от ярмарки.

Эрнст Хильгер, профессор, основатель и владелец Galerie Ernst Hilger (Вена)

Эрнст Хильгер, владелец Galerie Ernst Hilger (Вена). Фото: Анастасия Петракова

Я был одним из инициаторов создания ярмарки искусства в Вене, это часть моей жизни. Я знаю всех местных галеристов и коллекционеров, и для меня венская ярмарка все равно остается прекрасной возможностью завести новые связи и встретить новых людей. В этом году мы показываем много молодого искусства: Абару Камару, кенийского художника, представлявшего Кению на Венецианской биеннале; Миа Штрукале, представлявшего на биеннале Словению. Нельзя пропустить работы молодой художницы Ассунты Абдель Азим Мохамед, сделанные шариковыми ручками. Они продаются по очень доступной цене — €4–12 тыс. Самые дорогие — картины-комиксы исландца Erro, каждая по €220 тыс.

Катарина Хасслейн, директор галереи Galerie Beck & Eggeling (Вена)

Галерея Galerie Beck & Eggeling. Фото: Viennacontemporary

В этом году мы делаем ставку на двух художников: это украинец Aljoscha и немецкая художница Сюзанна Кунн. Инсталляцию Алеши, конечно, нельзя не заметить, он сделал ее специально для этого павильона в одном экземпляре. Цена не очень высока — €15 тыс. А одна из лучших работ Кунн, графика «Фан-клуб немецкого романтика» стоит €31 тыс. Наша галерея основана в Дюссельдорфе, в прошлом году мы наконец открыли филиал в Вене. Участие в местной ярмарке — логичное продолжение нашего развития.

Юдит Райзингер, арт-директор OstLicht. Galerie für Fotografie (Вена)

Юдит Райзингер (галерея OstLicht, Вена). Фото: Анастасия Петракова

Поскольку мы венская галерея, мы просто не могли пропустить ярмарку. В последнее время усиливается интерес коллекционеров к фотографии, и мы как специализирующаяся на фото площадка идем за трендом, а также образовываем своего покупателя в этой области. Центральными на нашем стенде являются работы Нобуёси Араки. Мы делали его крупную выставку в 2012 году, сегодня уже каждый коллекционер знает его имя. Вот этот большой снимок с его подписью из серии «Слепая любовь» очень хорош, его цена — €15 тыс. Также у нас есть снимки режиссера Вима Вендерса с его подписью, сделанные в сложнейшей технике гидротипной печати, чтобы добиться идеальных, кинематографичных цветов.

Орша Хегедиш, арт-директор gallery acb (Будапешт), программа Focus

Экспозиция раздела Focus Hungary. Фото: Александр Мурашкин

В ярмарке мы участвуем вместе с двумя другими галереями из Венгрии: Kisterem и Vintage Gallery, представляя венгерское искусство 1970-х. Отбором занимался куратор Йозеф Мей, хорошо известный в Венгрии. Наша галерея участвует в венской ярмарке современного искусства с самого ее основания, когда она еще называлась Viennafair. На мой взгляд, наиболее важная работа у нас — этот диптих Имре Бака 1965 года «Солнце — человек — лицо». Художник был убежден в том, что работа безвозвратно повреждена (на ней проступали красные пятна), и он никогда не собирался ее показывать. Но сегодня она здесь, да еще и с шестизначным ценником. Его мы уточняем только потенциальным покупателям, но это самая дорогая работа среди всех галерей программы Focus.

Филипп Концетт, владелец галереи Konzett (Вена)

Филипп Концетт, владелец галереи Konzett (Вена). Фото: Анастасия Петракова

Моя галерея работает в Вене 20 лет. Раньше существовали отделы в Зальцбурге и Граце, но сейчас мы представлены только здесь, активно участвуем в международных ярмарках и проводим выставки венского акционизма по всему миру. Своим участием в нынешнем выпуске ярмарки мы хотели акцентировать феминистские темы — на нашем стенде только художники-женщины. Фотографии и документации акций Кэроли Шниман, Вали Экспорт, Фридерике Пецольд, работы их последовательниц, например молодой художницы Клаудии Мерцендофе. В этом году Кэроли Шниман получила почетного «Золотого льва» Венецианской биеннале, я знаю ее много лет, и она все еще занимается искусством, ее работу мы продаем за €85 тыс. Самая дорогая вещь на стенде — фотография знаменитой «Генитальной паники» Экспорт, €120 тыс.

Сабина Шмидт, владелица галереи PSM (Берлин), программа Zone 1

Художник Кристиан Фальнас (галерея PSM, Берлин). Фото: Анастасия Петракова

Мы впервые участвуем в венской ярмарке, нас выбрала куратор программы молодых художников Марли Вирт. Наш стенд — единственный, представляющий перформанс. Смотрите, его показывает Кристиан Фальнас, которому сейчас разрезают брюки. Кристиан родился в Дании, но окончил Академию изящных искусств в Вене. За свои перформансы был в этом году номинирован на премию Future Generation Art Prize. На родине акционизма он решил сделать оммаж работе Йоко Оно Cut Piece: каждый сможет отрезать кусочек от его одежды и прикрепить степлером к стенду, пока на художнике не останется ничего, кроме белья. У нас подготовлено три стенда: для художника, для галериста (да, мне тоже придется раздеться) и для коллекционера. Готовая инсталляция будет стоить €18 тыс. Правда, мы решили сделать исключение: коллекционер, который согласится поучаствовать и пожертвовать одеждой, получит инсталляцию гораздо дешевле. Такая маленькая компенсация.

Владимир Овчаренко, основатель и директор галереи «Риджина»  (Москва)

Владимир Овчаренко (галерея «Риджина»). Фото: Сергей Братков

В венских ярмарках мы участвуем с 2002 года. Здесь очень хорошая культурная ситуация, много галеристов и коллекционеров. Выбрать из представленных художников самую значимую и интересную работу я просто не могу. Самая дорогая в этом году — картина «Жизнь» Павла Пепперштейна из серии «Воскрешение Пабло Пикассо» 2011 года за €40 тыс. Цена работы Сергея Браткова из серии «Антигона» — €25 тыс. Для нее он специально собирал лягушек в Харькове.

Ирена Попиашвили, совладелица галереи Window Project (Тбилиси)

Popiashvili Gvaberidze Window Project. Фото: Viennacontemporary

Поскольку в фокусе ярмарки всегда была Восточная Европа и коллекционеров, интересующихся этим искусством, всегда много, нам как грузинской галерее было важно оказаться здесь. Наш стенд показывает молодых художников. Очень хорош, например, Леван Челидзе. Я выбрала его, так как он продолжает традиции наивного искусства, последователей Пиросмани, но при этом делает это в исключительно чуткой, минималистичной манере. Посмотрите на этого козлика. Он напоминает единорога, и при этом в панно невозможно не узнать грузинского художника. Цена панно — €3–5 тыс.

Анка Потерашу, владелица Anca Poterașu Gallery (Бухарест)

Анка Потерашу (Anca Poterașu Gallery, Бухарест). Фото: Анастасия Петракова

Мы пропустили два года ярмарок в Вене, но в этот раз снова решили принять участие. На наш взгляд, viennacontemporary наиболее успешно представляет галереи Восточной Европы и решительно набирает обороты. Здесь меньше галерей, чем раньше, но все они высокого уровня, и мне нравится компактность пространства. Мы — одна из немногих галерей, которая наряду с живописью и фото представляет на ярмарке кино на пленке 16 мм. Видеоработа создана одним из лучших современных румынских художников Матеем Беженару и входит в серию «Мартовские размышления» 2001 года. Ее цена — €5 тыс. Снимки сделаны в его лаборатории, по €4 тыс. каждый.

Суньгвон Ли, основательница и владелица галереи H.A.N. (Сеул)

Суньгвон Ли, владелица галереи H.A.N. (Сеул). Фото: Анастасия Петракова

Для меня Вена — это музыкальный город. Музыка напрямую связана с искусством, музыка вдохновляет художников, которых мы представляем. В 2008 году на ярмарке KIAF в Корее по соседству с нашим стендом был стенд венской галереи. Мы очень подружились с галеристами и решили приехать. С тех пор мы были здесь уже шесть раз, и результаты всегда радуют. В этом году мы представляем четырех авторов, и ярче других, исключительно в силу используемого цвета, — Мьенми Ли, участник Венецианской биеннале 2015 года. Неоновым розовым цветом художник передает человеческие чувства. Это розовое яйцо может отсылать к «Рождению нового человека» Сальвадора Дали, а может — к рождению идей в наших головах. Цена одного полотна среднего размера — €50 тыс. С живописью прекрасно гармонируют гладкие стальные скульптуры Вук Янг Ченга.

Лаура Руткуте, арт-директор Galerija Vartai (Вильнюс)

Лаура Руткуте, арт-директор Galerija Vartai (Вильнюс). Фото: Анастасия Петракова

На нашем стенде представлены стрит-арт и граффити, которых здесь, на ярмарке, почти нет, оттого участвовать еще интереснее. Вот эта работа молодой художницы Евы Роюте сделана специально для стенда и уже вызвала большой интерес. Использование текста как арт-объекта связано с популярностью мемов, культурой хипстеров. Такие работы можно использовать в выставочном пространстве как связующие звенья между произведениями других художников. Все спрашивают, как транспортировать такую масштабную вещь. На самом деле она написана на отклеивающейся основе. Кроме того, сама Ева в случае покупки работы предлагает написать новую под пространство заказчика. Это работа начинающей художницы, поэтому цена более чем приемлемая — €1,5 тыс. за фреску.

Екатерина Ираги, владелица галереи Galerie Iragui (Москва)

Екатерина Ираги (Galerie Iragui, Москва). Фото: Анастасия Петракова

Это наш пятый приезд на ярмарку современного искусства в Вене. У нас есть австрийские друзья, которые очень интересуются русским искусством, и нам важно поддерживать эти отношения. Больше всего в этом году у нас работ Марии Арендт. Внутри ее инсталляции в виде «дома художника» довольно оживленно, люди не бояться забираться туда, рассматривать ее дневники. Одновременно это отсылка к домам для бездомных. Стоит инсталляция €7 тыс. Вот это вышитое полотно изображает дворец Труда. В него вставлены кусочки индийских газет, и его можно рассматривать и с оборота, где оно смотрится как рисунок. Стоит работа €5,5 тыс.

Биби Сагман, арт-директор галереи Galleri Bo Bjerggaard (Копенгаген), программа Nordic Highlights

Биби Сагман, арт-директор Galleri Bo Bjerggaard (Копенгаген). Фото: Анастасия Петракова

Прошлый год стал нашим дебютом на viennacontemporary. Нам очень понравилась здешняя публика, понравилось, как расставлены акценты и то, что на ярмарке много местного искусства. На нашем стенде стоит обязательно обратить внимание на потрясающую скульптуру художника Tal R. Она деревянная, по форме напоминает лейку. Несмотря на то что вообще-то это девочка, художник назвал работу «Ананас», ее цена — €64 тыс. Ретроспектива TAl R недавно прошла в датском Музее современного искусства «Луизиана», сейчас его выставка проходит в крупной лондонской галерее Victoria Miro.

Валери Соньер, владелица галереи Galerie Nadja Vilenne (Льеж), секция Solo&Sculpture

Suchan Kinoshita, Viennacontemporary 2017, Solo & Sculpture. Фото: Courtesy of Nadja Vilenne

В секции Solo&Sculpture можно представить творчество только одного художника. В этом году мы выбрали воздушные, свежие и минималистические скульптуры японки Сутян Киноситы. Центр стенда — это скульптура Haïku for Liège стоимостью €50 тыс. Глядя на нее, мы можем почувствовать, что мы лишь маленькие частицы в бесконечности времени, лишь отблеск природы; умирая, мы уходим в землю, а рождаясь, появляемся с небес. Мы благодарны куратору программы Михаэлю Ваншнайдеру за то, что выбрал нас в качестве участников, и рассчитываем в будущем представить свой, отдельный стенд.

Маргит Валко, владелица галереи Kisterem (Будапешт), секция Focus

Маргит Валко, владелица галереи Kisterem (Будапешт). Фото: Анастасия Петракова

У меня сложились хорошие отношения с местными коллекционерами и австрийскими институциями за все годы участия галереи в ярмарке. Вот эта скульптура художника-неоавангардиста Яноша Шугара «Римские цифры» (€20 тыс.) впервые была выставлена именно в Вене в 1988 году. Если на нее смотреть издалека, кажется, что это деревянные балки, пронизывающие плоскость, но если вы подойдете поближе и встанете на цыпочки, то увидите, что это римские цифры. Художник полагает, что именно из-за того, что люди перестали пользоваться римскими цифрами и перешли к арабским, мир стал так техноцентричен и бизнес-ориентирован. Так что наше участие в viennacontemporary уже традиция. Вена близка, и сейчас в ней бурно развивается визуальное искусство. Что касается покупателей, то в Вене все-таки больше покупают местное искусство или международных звезд.

Вена, Marx Halle
viennacontemporary
21–24 сентября

Источник: theartnewspaper.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *