Эрнесто де ла Каркова-и-Арротеа (Ernesto de la Cárcova y Arrotea) — 1866−1927) — аргентинский художник, родился в Буэнос-Айресе. Начал свое художественное образование в местной школе развития изящных искусств у художника Франсиско Ромео.
Эрнесто де ла Каркова, «Без хлеба, без работы», 1893 г.
Фото: commons.wikimedia.org
После представления на выставке 1890 года картины «Хризантемы» получил возможность учиться в Академии изящных искусств Альбертина в Турине (академия была основана в 1678 году герцогиней Мари́ей Джова́нной Бати́стой Саво́йско-Нему́рской).
Позднее он переместился в Рим, где продолжил обучение в студиях Антонио Манчини и Джакомо Гроссо. На тридцать первой выставке изящных искусств в Турине в 1890 году он представил «Голову старика» — выполненный пастелью рисунок, который был продан королю Италии Умберто I для экспозиции в Палаццо Квиринале в Риме.
Самая известная его картина «Без хлеба и без работы» была написана Эрнесто де ла Каркова в Буэнос-Айресе после его возвращения из поездки в Турин и Рим, хотя художник начал работать над ней еще перед отъездом. По крайней мере, один эскиз он подарил художнику Пио Колливадино, который должен был занять студию на Виа дель Корсо после отъезда Эрнесто в Италию.
В аргентинском искусстве — первая картина на рабочую тему, задуманная как социальная критика. С того момента, когда она была впервые выставлена, она представляет собой символ в национальном искусстве: ее воспроизводили, ей подражали поколения художников, ее комментировали историки и критики, и это продолжается до сих пор.
Когда в возрасте 28 лет он вернулся в Аргентину, за его достижения его ввели в жюри Атенео, а его полотно «Ни хлеба, ни работы» было признано выдающимся художественным произведением. Настолько выдающимся, что оно больше не участвовало в конкурсах.
Картина — без эффектных поз, но при взгляде на нее возникает ощущение огромной напряженности. Художник использовал несколько особенных приемов: удлинил спину рабочего, придал ему порыв движения к окну, наклонил стул. Рабочий подался вперед, его рука, оттягивающая в сторону занавеску, — все это создает ощущение тревоги. К этому добавляется сцена в окне: заводские трубы без дыма, толпа перед проходной и конная полиция на подходе к заводу. Пустой стол с инструментом, который негде использовать, — художественный прием, наполняющий картину ощущением безнадежности.
Газеты Буэнос-Айреса особо отметили картину Каркова, называя ее величайшим откровением салона 1894 года. Журналист Роберто Пайеро в газете «Ла насьон» писал, что завтра этот рабочий будет знать, что делать: он станет анархистом. Он будет мстить за испытанные страдания, и никто не знает, до каких чудовищных крайностей дойдет эта месть.
«Без хлеба, без работы» была представлена на Всемирной выставке в Сент-Луисе (США) в 1904 году, картина вызвала обширную реакцию прессы и получила главный приз выставки.
К рабочей теме де ла Каркова больше не возвращался. В 1910 году он представил несколько своих работ на посвященной столетию Аргентины выставке в Буэнос-Айресе и был приглашен в состав учредителей Национальной Академии изящных искусств Аргентины.
Он получил признание и играл важную роль в культурной жизни Аргентины: академик, член Национального совета по культуре. В 1923 году он основал Высшую школу изящных искусств, которая получила его имя после его смерти.
Источник: shkolazhizni.ru