Арт-совет

Что таится за улыбкой легендарной «Джоконды»?

Леонардо Да Винчи был великим мастером, изобретателем и одним из величайших художников как эпохи Возрождения, так и вообще всего изобразительного искусства. Его работы до сих пор обсуждают, о нём много говорят и пытаются понять, как и что происходило в его время. Что таится за улыбкой легендарной «Джоконды»? Особенно много разговоров вокруг картины «Джоконды», или же «Мона Лиза».

Начиная от личности нарисованной дамы и заканчивая деталями самого изображения – всё это до сих пор волнует многих исследователей

По поводу того, кем же была Мона Лиза, больше всего вопросов и споров, а также гипотез. Есть те, кто утверждает, что на картине сам Леонардо Да Винчи, есть люди, заявляющие, что там изображена его мать, Катерина, а есть и такие, кто считает, что на полотне Мона Лиза Герардини, супруга Франческо Дель Джокондо. Достаточно любопытным является соединение всех этих версий в одной. Исследователи утверждают, что просто себя художник нарисовать не мог, поскольку иначе его легко узнали бы и высмеяли.

Тем более, что картину видели и другие мастера искусства, которые точно бы определили, если бы на картине был сам Да Винчи. С другой стороны, известно, что Леонардо Да Винчи очень любил свою мать – крестьянку Катерину. Известно, что его отец, Пьеро, повстречал Катерину в горном посёлке, полюбил её, и она забеременела. Однако когда об этом узнал Антонио, отец Пьеро, он воспротивился такому союзу и насильно разлучил пару, женив сына на богатой флорентийке Альбиере, а Катерину выдав замуж за другого Пьеро, Пьеро дель Вакка по прозвищу «Задира».

Сына Катерины Антонио позже забрал, как своего внука. Катерина приняла это, однако своего сына оставить всё-таки не могла, потому часто наблюдала за ним, стоя поодаль и грустно улыбаясь. Эту улыбку Леонардо Да Винчи запомнил на всю жизнь, как и всё время был у него и образ матери, к которой он, по предположениям, мог испытывать не только сыновние чувства или даже совсем не их. Тем более, что до конца жизни он так и не женился, были только предположения о платонических чувствах к одной даме, но это никак не доказано.

Страдая от Эдипова комплекса, великий художник даже не называл Катерину матерью. Есть записи, где он указывает её просто по имени. Когда же она умерла, он захотел сохранить её образ, образ достаточно красивой женщины с печальной улыбкой, у себя. В это же время ему встретилась Мона Лиза Герардини, у которой не так давно умерла дочь, потому она всегда была в трауре и улыбалась печально, совсем, как Катерина. Тогда Леонардо Да Винчи и решил её нарисовать. Он соединил на холсте образ Катерины, себя (художник был очень похож на мать в юные годы) и Моны Лизы Герардини.

Основные черты супруги купца он передал, потому обычные люди признали в ней Мону Лизу, хотя супруг, Франческо Дель Джокондо, не находил подробного сходства с женой. Под версию о Катерине подходит и то, почему в качестве фона изобрадены именно горы: мать великого мастера эпохи Возрождения происходила из горного посёлка, и так он словно бы помещал образ женщины в привычную ей среду. Известно, что художник не завершил картину, а потом и не захотел её никому отдавать.

Позже её всё-таки выкупил французский король за очень большие по тем временам деньги, повесив её у себя в бане (баня в то время была не столько просто «парилкой», сколько местом для приёма важных гостей), однако некоторые утверждают, будто Да Винчи и тогда каким-то образом пытался выкрутиться. Учитывая, что была обнаружена ещё одна версия «Джоконды», только с несколько другим пейзажем, можно предположить, что художник или сам сделал копию, или её сделали его ученики. Таким образом, одну версию картины он мог продать французскому королю, а другую оставить себе.

Отдельно выделяют мнение, что на картине мог быть изображён мужчина, а именно ученик Да Винчи, известный, как Салаи. По мнению некоторых исследователей, лицо со стороны кажется чуть более мужественным, чем могло быть у любой женщины, и это является прямым свидетельством того, что «Джоконда» представляет собой портрет парня в женском наряде. В пользу такой версии говорит и то, что «Мона Лиза» в некотором роде похожа на картины «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», натурщиком для которых служил именно Салаи, и улыбка на всех трёх полотнах в какой-то степени может показаться одинаковой.

Учёные, ссылаясь на намёки в литературных источниках тех времён, заявляют, что Леонардо Да Винчи не имел серьёзных отношений с женщинами, поскольку ему нравились мужчины. Обнаружили даже некий документ, где анонимный источник высказывал великому художнику претензию за «содомию» с молодым парнем. Также, изучив фотографии картины в высоком разрешении, один историк заявил, что увидел в глазах «Джоконды» буквы L и S – по первым буквам имени художника и натурщика. Что таится за улыбкой легендарной «Джоконды»?

Тем не менее, под это предположение не подходит находка «Донны Нуды» — картины, изображавшей полуобнажённую даму с «улыбкой Джоконды» и достаточно сильно на неё похожую. Если бы Леонардо Да Винчи рисовал только натурщиков, имея гомосексуальную ориентацию, вряд ли он стал изображать женщину даже в полуобнажённом виде. Точно, однако не доказано, что эту картину рисовал именно Да Винчи, это могли сделать и его ученики. Однако даже фон частично похож на тот, что виднеется на «Джоконде», а время создания картины примерно такое же.

В глазах же, где один историк увидел две буквы, Итальянским Комитетом истории национальной культуры был найден целый ряд символов. Так, считается, что в правом глазу могут быть инициалы Леонардо Да Винчи (LV), а в левом сразу несколько расплывшихся букв, которые, в зависимости от ракурса, могут быть как S, так и B и даже CE. На заднем плане модели также обнаружили два символа – то ли L2, то ли 72.

Ирина Летинская

Источник: http://www.vladtime.ru/mneniya/564569

Источник: risunoc.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *