Выставка "Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968", впервые переосмысляющая послевоенное искусство Западной и Восточной Европы без идеологических противопоставлений, открылась в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
"То, что можно увидеть на выставке, впервые открывает историю великой Европы с нового ракурса, через соединение культур, а не разъединение, как было принято в искусствоведении долгие годы, и от чего многие хорошие восточноевропейские художники долгое время отвергались", — сказал на вернисаже накануне сокуратор экспозиции, директор Центра искусства и медиа ZKM (Карлсруэ) Петер Вайбель.
Масштабный проект объединил около 200 работ художников из России, а также 18 стран Западной и Восточной Европы. В авангарде ключевые имена — Марк Шагал, Люсьен Фрейд, Пабло Пикассо, Герхард Рихтер, Нам Джун Пайк , но на их фоне работы менее известных художников не меркнут, а встают в один ряд с первыми, не уступают им ни содержательно, ни визуально. Произведения приехали в Москву из различных музеев и частных коллекций, в том числе Тейт Модерн (Лондон), Стеделейка (Амстердам), Музея Пикассо (Париж) и Музея Тиссена-Борнемисы (Мадрид). Полотна, скульптура и документация перформансов заняли основное выставочное пространство главного здания — Белый зал, колоннаду и несколько залов по бокам от нее, которые освободили специально под показ от постоянной экспозиции.
По мнению Вайбеля, сейчас, в эпоху нестабильной политической ситуации, стоит обратить внимание на то, что именно "культура и искусство создают Европу и позволяют ей оставаться в живых" и развивает эту мысль в семи разделах выставки. Отправная точка — как отразился связанный с войной общеевропейский опыт середины ХХ века на творчестве художников. Начинается экспозиция с раздела "Конец войны. Скорбь и память".
Представленные здесь картины и скульптуры вызывают сильные эмоции , не в последнюю очередь потому, что были созданы художниками, участвовавшими в войне. Среди них — скульптура "Мать и дитя" Вадима Сидура, в диалог с которой вступает картина "Бомбардировка Горлы" Габриэле Мукки с изображением безутешной женщины над телом погибшего в ходе ошибочного авианалета ребенка, а также полотно "Резня II" Вилли Зитте, в основу которого легли воспоминания художника о событии периода его службы в вермахте.
Один из самых эффектных разделов проекта — минималистичный "Новые идеализмы" с кинетическими объектами, где постоянно что-то то вспыхивает, то мерцает. Включенные в него работы наилучшим образом демонстрируют, насколько параллельно развивалась художественная мысль авторов Западной и Восточной Европы. Здесь можно увидеть работы Франциско Инфанте-Араны, Риммы Заневской и Вячеслава Колейчука, ни в чем не уступающие инсталляциям участников группы Zero Отто Пине и Хайнца Мака."Мы должны выучить преподнесенный ранее урок и придти к тому, что сейчас необходимо соединить множество миров, а самый лучший инструмент для этого — искусство и культура. Поэтому я считаю, что в Пушкинском музее сейчас происходит исторический момент", — заключил Вайбель.
Источник: artrussia.ru