В Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу (Новая Третьяковка) открылась выставка «Город и люди. Москва в графике ХХ века».
В экспозицию, которая охватывает период с 1920-х до 1980-х годов, вошло около 80 произведений Александра Куприна, Аристарха Лентулова, Владимира Фаворского и Николая Чернышева, других художников. Выставка продолжает серию показов графических работ из запасников Третьяковской галереи. Многие произведения демонстрируются впервые.
Именно графика как наиболее оперативный вид изобразительного искусства, способный передать многие детали и нюансы, смогла полнее всего отразить ту трансформацию, которую Москва претерпела на протяжении ХХ века.
Хорошо узнаваемые места меняются на глазах в произведениях художников — в Зарядье уже нет домов, где сушится белье, на Таганской площади машин стало в десять раз больше, на Бородинском мосту уже не встретишь гужевых повозок — а на рисунках все это есть. Причем, если у художников 1920–1930-х годов Москва — небольшая, уютная, то уже во время хрущевской оттепели приобретает размах — город стремительно рос и строился. Людей, домов и машин становилось значительно больше, и от старомосковского духа довоенного времени не осталось и следа.
Потоки людей, исполненных энтузиазма и надежд на перемены, радостно стремящихся к светлому будущему, характерны для Москвы эпохи оттепели. Именно тогда город начал неуклонно расти. Настоящее и будущее представлялись в образах геометрической ясности и одновременно весенней свежести и новизны. К концу 1960-х эйфория «оттепельного» времени постепенно угасла.
В 1970-е годы Москва, становясь конгломератом разнородных территорий, постепенно ушла из поля зрения художников как некое целое. К концу советской эпохи уже и такая Москва становилась «уходящей натурой».
Выставка приурочена к 870-летию столицы.
по 28 января 2018 года
Источник: artrussia.ru