На прошлой неделе три аукционных дома — Sotheby’s, Christie’s, Phillips — провели в Лондоне серию торгов послевоенным и современным искусством. Их результаты заметно воодушевили участников рынка
Выручка вечернего аукциона Christie’s 7 марта составила £96,4 млн, что на 65% больше прошлогоднего результата аналогичных торгов. Только за один вечер было установлено семь мировых рекордов. Из 56 предложенных лотов 35,7% проданы дороже предварительной оценки и 46,4% ушли в пределах эстимейта. Всего на три работы покупателей не нашлось. «Рынок в этом году возвращается к жизни», — с ликованием сообщил Фрэнсис Аутред, глава отдела послевоенного и современного искусства Christie’s в Европе.
Топ-лотом аукциона стала картина Питера Дойга под названием «Кобург 3+1», ушедшая с молотка за £12,7 млн. Следом идет результат Марка Ротко, его композиция «№ 1» 1949 года была продана за £10,7 млн. Это одна из работ из коллекции Дмитрия Рыболовлева, выставленных на торги Christie’s нынешней весной. Известно, что картину Ротко Рыболовлев приобрел в 2008 году через своего агента Ива Бувье за $36 млн. Неделей ранее миллиардер продал на аукционах импрессионизма, модернизма и сюрреализма еще три картины, каждую с убытком. А на скульптуру Огюста Родена и вовсе не нашлось покупателя. Эксперты оценивают потери коллекционера на продаже четырех работ в $150 млн.
Из собрания бас-гитариста группы U2 Адама Клейтона на торги был выставлен автопортрет Жан-Мишеля Баскиа. Он нашел своего нового владельца за £2,2 млн, а «Альфа-частицы» этого же художника были проданы почти за £4 млн.
Что касается новых рекордов, то «Автопортрет с палитрой» (2005) Альберта Оелена ушел с молотка за £3 млн (эстимейт £2,5–3,5 млн), а работа Нджидеку Акунили Кросби 2012 года, на которой ее младшая сестра позирует как на портрете принца Бальтазара Карлоса кисти Веласкеса, принесла £2,5 млн при эстимейте £400–600 тыс.
Участник арт-группы Zero Гюнтер Юккер также установил рекорд. Его диптих в Christie’s сначала выставили как два отдельных лота, но в последнюю минуту по просьбе художника произведение было продано как одна работа (как и задумал Юккер). Молоток остановился на сумме £2,6 млн (эстимейт £1–1,5 млн).
Вечерний аукцион послевоенного и современного искусства Sotheby’s 8 марта принес еще больше — £118 млн, это на 70% выше, чем в прошлом году. Тем вечером с большим отрывом лидировали немецкие художники, на их долю пришлось около четверти лотов. Так, Вольфганг Тильманс побил свой же рекорд, установленный на Christie’s всего лишь днем ранее. Цена на фотоработу 2005 года Freischwimmer 119 («Пловец свободным стилем 119») выросла до £464,7 тыс., в то время как на аукционе Christie’s накануне «Водное плавание 186» ушло за £269 тыс., вдвое превысив эстимейт.
Еще один рекорд был установлен на работы кельнского художника Георга Базелица. Одна из 25 картин из его серии «Герой», Mit Roter Fahne («С красным флагом», 1965), была продана неизвестному покупателю по телефону за £7,5 млн. Гордон Вене Класен, управляющий партнер галереи Michael Werner, которая представляла Базелица с 1963 по 2000 год, а в этом году организовала его выставку в Лондоне (до 6 мая), заметил, что аукционные цены остаются «очень привлекательными, они заметно ниже тех сумм, за которые сейчас покупают работы молодых художников». По его словам, галерея на этот раз не боролась за работу: к Базелицу теперь проявляют нешуточный интерес коллекционеры из Азии.
По поводу новой моды на послевоенных немецких художников Вене Класен заметил, что сегодня общими усилиями пытаются связать в общественном сознании имена Зигмара Польке, Герхарда Рихтера, Йорга Иммендорффа и Альберта Оелена. «Это группа невероятно талантливых живописцев, которых не видели со времен абстрактных экспрессионистов», — считает галерист.
Это утверждение справедливо по крайней мере для прошедшего аукциона Sotheby’s: 15 работ немецких художников ушли с молотка за сумму £48,1 млн (с учетом комиссии), уверенно превысив скромный эстимейт в £26,7 млн и составив 35% от общей выручки торгов. Один лишь «Айсберг» (1982) Рихтера принес £15,6 млн (£17,7 млн с комиссией), его по телефону приобрел покупатель из Азии.
Тем же вечером 8 марта торги современного искусства Phillips собрали £14,7 млн, что вполне соответствовало прогнозируемой аукционным домом выручке в размере £13,3–19,2 млн.
Итоги вечерних торгов современным и послевоенным искусством в Лондоне оказались приятной неожиданностью для всех участников арт-рынка. Впечатляющие результаты свидетельствуют о положительной динамике после очень неудачного года.
Интересно складывалась ситуация вокруг гарантий на лоты на аукционах прошлой недели. Такая практика направлена на то, чтобы привлечь лучшие работы на торги, полностью застраховав их владельцев от того, что произведения останутся непроданными. В этом году Christie’s значительно снизил долю лотов, гарантированных аукционным домом или третьими лицами. «Последние два года мы действуем очень осторожно в отношении гарантий, — пояснил Фрэнсис Аутред. — Мы обратили внимание на то, что наши клиенты, прежде всего те, кто выставляет произведения на наши аукционы, хотели бы видеть живые продажи». И наоборот, у Sotheby’s доля гарантий по сравнению с 2016 годом значительно увеличилась. Из 61 лота, выставленного на вечерний аукцион 8 марта, 15 были гарантированы либо самим аукционным домом, либо третьей стороной. Гарантированные лоты принесли в итоге £55 млн, то есть 46,6% от общей выручки аукциона.
Тем не менее лондонский дилер Омер Тирохе считает, что рынок лучше реагирует на работы, которые не были гарантированы. «Всегда с особым азартом борешься именно тогда, когда результат предсказать нельзя», — говорит он.
Источник: theartnewspaper.ru