Новости

Что не пропустить на Венецианской биеннале

Мы выбрали самые интересные выставки ближайшего полугода в Венеции, где пересекаются темы музыкального и визуального восприятия мира, магии и интуиции, политического противостояния и социального неравенства

Олафур Элиассон. «Зеленый свет». 2016. Фото: Sandro E. E. Zanzinger / TBA21

Естественное, живое, свободное — такое искусство куратор 57-й Венецианской биеннале этого года Кристин Масель искала для основного проекта под названием Vive arte viva. По словам Масель, она хотела противопоставить коллективным страхам о конце эпохи гуманизма оптимистическое, полное страсти к жизни художественное высказывание. Мы отобрали самые интересные выставки основной и параллельной программ, о которых известно уже сейчас, и объединили их по темам, которые более других увлекли художников в 2017 году.

Дмитрий Курляндский. Фото: «Электротеатр «Станиславский»

Музыка выходит на первый план

В павильоне Франции сыграет на самостоятельно изобретенных инструментах художник Ксавье Вейлан. Пространство будет напоминать звукозаписывающую студию, которую разгромил ураган.

Работать со звуком в павильоне России будет композитор Дмитрий Курляндский. От первой мысли о том, что музыкальный руководитель «Электротеатра „Станиславский”» создаст для отечественных художников — Гриши Брускина, Саши Пироговой и дуэта Recycle Group — обычный саундтрек, следует отмахнуться. Главная идея автора — устроить зрителям слуховую игру. Подобную той, что он придумал для лаборатории «Слышать» в Москве. Согласно задумке, вооружившись партитурой-инструкцией, любой прохожий сможет исполнить звуковой перформанс, причем для этого не нужно будет вокального таланта — только «потребность аудиального восприятия и осмысления себя и мира». При этом на подступах к павильону зазвучит опера «Прометей, трагедия слышания» Луиджи Ноно. Источники звука будут затейливо распределены в пространстве, чтобы создавать разные объемы звучания.

В рамках параллельной программы в культурном центре Nuova Icona, расположенном в старинной церкви Святого Людовика, будет проходить перформанс в память о японском концептуалисте Он Каваре «Всем, кто жил и умер». По замыслу Джонатана Уоткинса, директора британской Icon Gallery, 20 томов книги этого художника One Million Year, заполненной столбцами прошедших и будущих дат, будут зачитывать, сидя у алтаря, юноша и девушка. Поучаствовать в медитативной практике может любой, кто напишет письмо на volunteerskawara@gmail.com.

Работы гонконгского художника Самсона Янга в этом году громко звучат на главных художественных выставках. В рамках сотрудничества с BMW Art Journey он изучал пушки и колокола в разных частях света. Художника заворожила тема трансформации одних в другие: во времена войны все колокола переливали в пушки, тогда как в мирное время от пушек избавлялись, превращая их обратно в колокола. Для работы на Венецианской биеннале он предпочел нечто более простое и популярное. В павильоне Гонконга можно будет услышать его новую работу «Песни для оказания помощи» и углубиться в историю американского благотворительного сингла 1980–1990-х годов. Комбинируя музыку с записями выступлений Маргарет Тэтчер и Рональда Рейгана, Янг предлагает разобраться, как воздействует на человеческую психологию песня, призванная собирать миллионы на благие дела.

Самсон Янг. «Сигнальный путь II: зловещий резонанс». Фото: © P.M. Lydon; courtesy of Edouard Malingue Gallery and the artist

Магия и ритуал

Название проекта павильона Италии «Этот волшебный мир» позаимствовано из заглавия книги популярного антрополога Эрнеста де Мартино. В книге 1948 года этот ученик и верный последователь Мирча Элиаде описывал значение религиозных и магических ритуалов. Трое итальянских художников — Аделита Хусни-Бей, Джорджо Андреотта Кало и Роберт Куоги, вдохновившись примером, исследуют значение ритуалов в утрачивающем религиозность современном мире. Выражать свою идею итальянцы будут в трех разных техниках. С объектами из «мастерской шамана-художника» (Куоги) будет соседствовать инсталляция с использованием воды (Кало) и видеоработа на тему радикальной педагогики (Хусни-Бей).

В павильоне Ирландии в этом году прославляют женскую силу (феминистка Джесс Джонс посвятила ведьмам и магической стороне искусства фильм «Дрожите, трепещите!»), а исландцы решили обратиться к национальному фольклору. Павильон Исландии заполнят анимацией и рисунками с двумя кровожадными троллями. Комиксы про уродливых персонажей, пугающих людей, но не чуждых при этом искусства, автор замысла Эгилль Сайбьернссон уже начал выкладывать в Instagram.

Для павильона Грузии художник Важико Чачхиани не спешит изображать волшебных героев, а сосредоточен на месте их обитания. Специально для биеннале из Грузии он привезет старую избушку, зайти в которую будет нельзя, только заглянуть снаружи. Обустроенная мебелью и даже картинами, лачужка будет постепенно зарастать мхом изнутри. Вдобавок в ней будет постоянно идти дождь.

Аделита Хусни-Бей. «В тяжелых условиях». 2013. Фото: Laveronica Gallery

Интуиция и новый взгляд на мир

Расширить сознание в духе почти кастанедовского «сталкинга» можно будет на выставке «Человек как птица» в палаццо Соранцо, подготовленной ГМИИ им. Пушкина. Четырнадцать художников из разных стран, среди которых несколько известных российских авторов (Софья Гаврилова, Юрий Календарев, Леонид Тишков), будут приучать зрителя к техникам «гаптического зрения». Термин «гаптическое восприятие» означает активное, деятельное осязание, с помощью которого возникает объемный контур предмета.

Под «гаптическим зрением» кураторы подразумевают новый уровень восприятия искусства, в котором задействованы различные гаджеты, слух, обоняние и чутье. Это может оказаться очень полезным для восприятия выставок нынешнего года. Например, для многообещающего проекта «Интуиция», который делает в палаццо Фортуни один из самых знаменитых антикваров мира Аксель Верворт вместе с директором расположенного в этом здании музея Даниеллой Феретти. Именно в палаццо Фортуни с 2007 года во время биеннале проходят выставки Верворта, на которых работы Ансельма Кифера объединяются с африканской скульптурой, старинные ткани — с произведениями польского концептуалиста Романа Опалки, а иконы — с портретами лошадей. Поскольку на этот раз тема экспозиции связана с шестым чувством, гипнозом, телекинезом и влиянием на творчество художников потусторонних сил, сочетаний стоит ждать самых неожиданных. Помимо картин Пауля Клее, Василия Кандинского, Пьера Алешинского и Хильмы аф Клинт, работ Йозефа Бойса и Марины Абрамович, в палаццо Фортуни зрители увидят несколько перформансов с элементами телепатии и введения в гипноз.

Важико Чачхиани. «Зима, которой не было». 2017. Видео. Courtesy the artist and Daniel Marzona, Berlin

Театр теней и света

Для Венецианской биеннале этого года художник Олафур Элиассон проведет воркшоп «Зеленый свет», первая версия которого стартовала в венском музее TBA21 прошлой весной. Тогда художник пригласил мигрантов и беженцев, чтобы придумывать и мастерить световые инсталляции из переработанных материалов, в основном зеленых бутылок и стаканчиков. Зеленый цвет был использован как универсальный символ свободного движения. Компактные инсталляции можно было приобрести за $300 каждую, а выручка шла в австрийский Красный Крест. В этот раз участники — а это 60 мигрантов из венецианского города-сателлита Местре, — были выбраны заранее. После окончания биеннале художник полон решимости распространить «зеленую» инициативу по всей Европе.

Территорию австрийского павильона в этом году поделит между собой пара художников, один из которых — преподаватель университета прикладных искусств Бриджит Кованц, прежде никогда из Германии не выезжавшая. Она создает зеркально-световые и неоновые скульптуры, которые, вероятно, будут смотреться очень эффектно в сочетании с работами второго художника павильона — известного провокатора и шутника Эрвина Вурма, автора «Узкого дома» на биеннале 2011 года.

Работа художницы Саши Пироговой в павильоне России тоже будет посвящена свету, правда, скорее, в метафизическом смысле. Источником света, а следовательно, и жизни, по мысли автора, является сам человек. Художница разъяснит свою точку зрения в видеоработе Inner Physics, выстраивая кадры от абсолютной темноты до слепящей белизны.

Проект теневого театра готовят в павильоне Китая. Куратор, директор Шанхайской биеннале и неоднократный участник прошлых биеннале в Венеции Цю Чжицзе утверждает: «Сегодня театр может быть гораздо интереснее, чем видео, он может привлекать больше зрителей». Чтобы доказать это и одновременно подчеркнуть лелеемую китайцами тему преемственности поколений и любви к традициям, вместе с современными художниками Тан Наньнань и У Цзяньанем куратор пригласил сыграть роли в «театре теней» мастеров декоративно-прикладного искусства: резчика по дереву и вышивальщика шелком.

Леонид Тишков. «Частная луна». Courtesy of the artist

Политика и общественные проблемы

Больную тему противостояния исламским экстремистам, пытающимся построить халифат на ближневосточных территориях, раскрывают в павильоне Ирака. Выставка страны, где уже много лет не прекращается война, посвящена проблемам сохранения культурного наследия. С работами современных иракских художников будут соседствовать тысячелетние артефакты из печально известного Национального музея в Багдаде, напоминая о многочисленных утраченных памятниках, похищенных или уничтоженных во время военных действий.

В палаццо Бембо в рамках параллельной программы можно будет увидеть инсталляцию Виты Буйвид со снимками праздной петербургской толпы — этот проект относится к далеким 1990-м. Тогда он рассказывал о том, как толпа провоцирует непреодолимое желание уединиться, но, глядя на фотографии из сегодняшнего дня, нельзя не вспомнить о всплеске коллективных гражданских чувств, который последовал за трагическими апрельскими событиями в петербургском метрополитене.

Динео Сеши Бопапе. «Земля». Фото: MAXIME BOISVERT

В палаццо Контарини Полиньяк откроется выставка финалистов ежегодной премии Future Generation Art Prize. Победительница — уроженка Южной Африки Динео Сеши Бопапе, чья зрелищная инсталляция из чернозема и пепла, напоминающая о времени апартеида, производит исключительно сильное впечатление.

Нарушение прав заключенных и состояние современных тюрем будет одной из главных художественных тем нынешней биеннале. Причем флагманом идей стал павильон США. В Америке сегодня всемирно известный архитектор Фрэнк Гери читает курс об архитектуре и дизайне тюрем калифорнийским студентам, а в тюрьмах Сан-Квентин и Салинас делают выставки, о которых пишет New York Times. Американский художник Марк Брэдфорд, который известен работами на темы расовой дискриминации, покажет в павильоне США венецианский проект по адаптации итальянских заключенных к жизни на свободе. Социальная инициатива под названием «Завтра будет другой день» растянется на шесть лет: художник подписал контракт с местной некоммерческой организацией Rio Terà dei Pensieri, которая занимается трудоустройством заключенных в Венеции.

Источник: theartnewspaper.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *