Новости

ЦДХ реконструируют в пользу Третьяковки

Государственная Третьяковская галерея обсуждает с Международной конфедерацией союзов художников будущую реконструкцию здания на Крымском Валу, которое делят организации. Ее цель — увеличение выставочных площадей музея

Выставочные залы ЦДХ нуждаются в реставрации и обновлении. Фото: Юрий Подпоренко

В конце января текущего года на конгрессе Международной конфедерации союзов художников (МКСХ) — правопреемницы Союза художников СССР и владелицы в числе прочего здания Центрального дома художника (ЦДХ) на Крымском Валу — обсуждались два важнейших вопроса. Первый касался передачи государству части коллекции конфедерации, в которую входят работы, приобретенные в свое время у советских художников на выставках и из мастерских. Второй, более сложный и болезненный, посвящен судьбе главного актива конфедерации — здания ЦДХ. Если решение о передаче коллекции было принято большинством голосов, то от предложения отдать государству ЦДХ члены конфедерации смогли отбиться. При этом их, как выразился глава Московского союза художников Виктор Глухов, «поставили в известность» о готовящейся реконструкции здания, цель которой — увеличение выставочных площадей Государственной Третьяковской галереи.

Реконструкция здания

По словам Виктора Глухова, на скорейшем ремонте настаивает Третьяковка, которой не хватает места для показа искусства ХХ века. «Я считаю, что государство могло бы построить для Третьяковской галереи большое хорошее здание, а не переделывать этот домик (о здании на Крымском Валу. — TANR). Цель реконструкции — увеличение площадей. Каким образом этого будут добиваться? Надстроят они этажи, что ли? Мы пока не понимаем», — сказал Глухов. Он также отметил, что Третьяковке было предложено взять в аренду третий этаж здания на Крымском Валу, принадлежащий конфедерации, но музей на это предложение пока не ответил.

О деталях реконструкции музей не говорит. Известно только, что концепцией развития Третьяковки на Крымском Валу вместе с основателем бюро ОМА/АМО Ремом Колхасом займется главный архитектор ТПО «Резерв» Владимир Плоткин. «Мы на пути к каким-то уже зафиксированным договоренностям по созданию концепции — не проекта, а концепции — реконструкции здания на Крымском Валу с сохранением всех особенностей этой замечательной архитектуры», — сообщила ТАСС директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Николай Сукоян, Юрий Шевердяев. Выставочное здание на Крымском Валу. 1962–1963. Эскиз. Фото: Музей архитектуры им. А. В. Щусева

Здание на Крымском было открыто в 1979 году для двух организаций: Третьяковской галереи и Союза художников СССР. На территории ЦДХ впервые в Советском Союзе прошли выставки западных звезд искусства XX века: Гюнтера Юккера, Фрэнсиса Бэкона, Роберта Раушенберга и Джеймса Розенквиста, Сальвадора Дали, Жана Тэнгли, Гилберта и Джорджа, Янниса Кунеллиса. В 1990‑е ЦДХ стал местом проведения ярмарок «Арт Москва», фестивалей «АРХ Москва» и ретроспектив современных художников, таких как Олег Кулик или Эрвин Вурм. Регулярно проходили здесь и мероприятия, не имеющие отношения к искусству, например меховой салон.

Сейчас на 10 тыс. кв. м выставочных площадей ЦДХ проходит до 300 выставок в год. В их числе проводимые компанией «Экспо-парк Выставочные проекты» ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction и Российский антикварный салон. Глава компании и директор ЦДХ Василий Бычков информацию о возможной передаче государству части здания на Крымском Валу, которой владеет конфедерация, комментировать не стал, отметив, что по этому поводу не стоит проявлять беспокойство.

Коллекция конфедерации

Решению о передаче коллекции государству предшествовал обыск у председателя исполкома МКСХ Масута Фаткулина. Претензии к нему связаны с продажей на аукционе Sotheby’s в 2014 году полотен соцреалистов из собрания конфедерации. Для сенсационных торгов тогда, кроме прочего, выбрали «Юного конструктора» (1966) Александра Дейнеки, «Над снегами» (1964) Георгия Нисского, «Воспоминание о военном хлебе» (1963) Юрия Пименова, «Идет первый теплоход» (1965) Владимира Стожарова. Продажи принесли конфедерации около £2 млн; один только Нисский ушел за £1,5 млн. Инициатором выхода коллекции на рынок был сам Фаткулин. Вырученные средства он планировал использовать для проведения крупных выставок и возобновления практики закупок у художников. В 2016 году глава Минкультуры РФ Владимир Мединский инициировал проверку Генпрокуратуры по факту вывоза картин из страны. Насторожило министра то, что разрешительные документы на вывоз за рубеж живописных и графических работ Масут Фаткулин и главный хранитель коллекции Рушания Ахунова получили как частные лица, хотя собственником произведений являлась конфедерация.

«Масута Махмудовича сейчас обвиняют в разбазаривании собранного в советские года искусства, и мы решили: раз так, давайте не будем разбазаривать, а просто заявим, что коллекция будет собственностью России», — сказал в комментарии TANR Глухов. Он также уточнил, что передано стране будет более 4 тыс. произведений из коллекции. Перед этим планируется создать альбом, рассказывающий о лучших работах собрания. Решать, что именно достанется государству, будет специальная комиссия, которая зафиксирует состояние произведений, но, когда точно коллекция сменит владельца, пока неизвестно. Дело застопорилось из-за тех же следственных действий, проводимых в отношении Фаткулина. Официальный комментарий о происходящем от Международной конфедерации союзов художников получить не удалось.

Составить представление о собрании МКСХ еще можно успеть. До 12 марта на третьем этаже ЦДХ работает выставка «Шедевры советского искусства. Наследие великой страны», где собраны произведения живописи, графики, скульптуры и ткачества из упомянутой коллекции. На ней можно увидеть произведения Александра Дейнеки, Юрия Пименова, Георгия Нисского. В блоке работ 1920–1930-х годов представлены полотна Игоря Грабаря, Павла Кузнецова, Мартироса Сарьяна, Константина Юона. Есть еще Александр Тышлер, Виктор Попков, Дмитрий Жилинский, Владимир Стожаров. Даже учитывая, что цены на советское искусство упали, топовые вещи перечисленных авторов могли бы стоить на аукционах £1 млн и более. После того как коллекция будет передана государству, частные коллекционеры не смогут на них претендовать.

Источник: theartnewspaper.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *