Новости

Антон Степанов: «Сейчас в информационном дизайне над статичной картинкой доминирует история»

Куратор отдела информационного дизайна I Биеннале российского дизайна рассказал о трендах в этой области, а также о том, почему новостному дизайнеру следует брать пример с детских книжек

Антон Степанов. Фото: МИА «Россия сегодня»

Руководитель дизайн-центра МИА «Россия сегодня» Антон Степанов проводит экскурсию по агентству: отдел веб-дизайна, отдел инфографики, стенка с лучшими проектами. Внутри редакции даже существует своя премия «Золотой свидетель инфографики», победитель которой, видимо, очень хорошо соблюдает шесть заповедей, что висят тут же. Например, помнить, что «пользователи хотят скролить» и что «суббота лечит». С руководителем дизайн-центра мы встретились, чтобы обсудить стартовавшую 11 апреля I Биеннале российского дизайна, где он курирует отдел информационного дизайна, а также узнать о дизайнерских трендах, художественных подходах и о том, почему новостному дизайнеру следует брать пример с детских книжек.

Какое участие вы принимали в подготовке биеннале, как проходила работа над выставкой?

Меня позвали как представителя крупнейшего международного информационного агентства «Россия сегодня»: у нашего дизайн-центра большой опыт в информационном, интерактивном дизайне. Мы представили широкой публике не только работы нашего агентства с 75-летней историей, но и достижения коллег по цеху, чтобы показать общую картину новостного дизайна. Все то, что сейчас на пике популярности. Например, Big Data, интерактивные истории с анализом произведений, примеры нативной рекламы.

К интерактивному проекту "Путешествие гиперболоида инженера Шухова"

А как вы выбирали участников?

Это первая биеннале дизайна в Москве, и ее организаторы хотели представить наши, российские достижения. Мы работаем в информационном поле, где сейчас, к сожалению, широкой публике недостаточно понятна роль дизайнера как профессии. Среди критериев отбора участников биеннале было и отсутствие мрачности. Был, например, заявлен впечатляющий проект, связанный с американским терактом 9 сентября 2001 года, но его пришлось не учитывать. Отбор происходил коллегиально. Зарубежные участники не представлены, так как это, повторюсь, все-таки биеннале российского дизайна.

Кадр из виртуальной экскурсии "Пальмира — жемчужина Сирии"

А какое место российский информационный дизайн занимает в международном поле?

Россияне каждый год становятся лауреатами международных профессиональных премий, среди которых Annual Communicator Awards, Malofiej, European Design Awards, Best of Digital News Design. Команда инфографиков из «России сегодня», например, только что вернулась из Памплоны в Испании, где международное жюри оценило наши работы о космодроме «Восточный» и о Пальмире. В среднем, в зависимости от событий в мире и в стране, мы выпускаем порядка десяти интерактивных проектов и лонгридов в неделю. И все это не только на русском, но и на 30 иностранных языках вещания новостного агентства Sputnik (входит в медиагруппу «Россия сегодня». — TANR).

Пример информационного дизайна от МИА «Россия сегодня» для интерактивного проекта "Секреты Ежика в тумане"

Можете назвать самые яркие проекты в сфере искусства и культуры, которыми занимался ваш дизайн-центр?

Мы информационная группа, так что отталкиваемся от новостных поводов. Так, к юбилею выхода знаменитого «Ежика в тумане» Юрия Норштейна мы подготовили интерактивный проект, где рассказывается о том, как устроен мир этой анимационной работы. Проект вызвал невероятный интерес не только у нашего читателя, но и, ожидаемо, в Японии. Естественно, будучи информационщиками, мы не могли обойти стороной Пальмиру — уникальный памятник архитектуры, ставший ареной военных действий и разрушенный террористами. В нашей интерактивной инфографической истории мы показали, как Пальмира выглядела раньше, почему она считается мировым достоянием и что мы имеем там сейчас. Отдельно хотелось бы сказать о проекте «Костюм á la Bakst», в котором мы предоставили возможность нашим читателям пофантазировать — с помощью теста выбрать наиболее подходящий для себя бакстовский костюм.

Фрагмент информационного дизайна для проекта "Костюм а la Bakst"

Ваш центр занимается еще и полиграфией и издательскими проектами. У вас ведь много альбомов, посвященных фотографам или, например, дизайну. Можете рассказать о них?

У нас самый крупный фотобанк в России. Естественно, мы много импровизируем с фотоальбомами, придумываем новые подачи, подборки. Например, в прошлом году выпустили фотоальбом из четырех блоков к 75-летию нашего агентства — «75 лет. История начинается с новости». В нем мы собрали работы выдающихся фотокорреспондентов разных поколений: Совинформбюро, Агентства печати «Новости», РИА «Новости» и МИА «Россия сегодня». Ежегодно мы выпускаем выставочные каталоги с работами победителей Международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина. Конкурс проходит уже третий год подряд, и мы каждый раз вносим в дизайн новые изюминки.

Интересна механика придумывания дизайн-концепта. Что нужно иметь в виду: ожидания публики, психологию, какие-то особенности современной эстетики?

Наша команда следует за произведением, за источником информации, от него дальше отталкиваемся. Начиная, мы с коллегами прежде всего выбираем стилистику, в которой будем работать. Например, «Кавказская пленница» — это 1960-е. Проект или изображение должны соотноситься со временем, иметь яркий референс. Одна из художниц проекта нашла все настоящие здания, что были в фильме, и сделала их визуальную реконструкцию. И мы представили любимый всеми советскими и российскими зрителями фильм как некую одиссею, путешествие по фильму.

Проект "80 лет Союзмультфильму"

Дизайнер телеканала «Культура» Елена Китаева говорит, что коммерчески успешные художники сегодня применяют технологии дизайна. Стало быть, успешные дизайнеры идут вслед за художниками?

Отчасти. В поисках решений можно ссылаться на разные работы, не обязательно современных художников. Например, когда мы делали «Кавказскую пленницу», я смотрел много работ американского художника Алекса Каца (родился в 1927 году. — TANR). Сейчас мы работаем над «Великой русской революцией». Мы старались осовременить форму подачи информации, а не сделать еще одну стилизацию под революционный плакат или авангардный фарфор. Ведь революция — это новое, которое прорывается сквозь старую ткань общества, русская революция вынесла на поверхность массовое искусство. Поэтому мы решили взять как референс к проекту стилистику поп-арта.

Какие тренды информационного дизайна существуют сегодня?

Сейчас, когда борьба за внимание интернет-пользователя идет на доли секунды, важно эмоциональное вовлечение. В любом проекте нужно сразу зацепить, чтобы возникла эмоция, а затем развить эту эмоцию, превратить ее во впечатление, и оно останется с читателем. Главным трендом, пожалуй, можно назвать уход в прошлое статичной инфографики. Люди любят скролить, не любят кликать, у них нет времени вникать в подробности.

Ну и важно не только рассказывать историю, но и давать ответы, предвосхищая вопросы. По принципу детской книжки. Там задается вопрос — и тут же на него следует ответ. Тем же принципом и мы руководствуемся.

Проект "Храм Василия Блаженного, или Мечта Леонардо Да Винчи"

А можно ли судить о СМИ по его информационному дизайну?

Да, конечно. Мне кажется, сейчас нет ни одного крупного игрока среди СМИ, который бы не следил за трендами в информационном дизайне. Это всё звенья одной цепи. СМИ с многолетней историей, как мы, стараются придерживаться своего формата, чтобы прослеживалась преемственность. Посмотрите на New York Times. Прошло 100 лет, а их стиль ни с чем не перепутаешь!

Источник: theartnewspaper.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *