Кафедра мастерства

Создаем кулон с росписью на камне «Осенняя белочка» в технике лаковой миниатюры Федоскино

Хотите заглянуть в сказку? Увидеть своими глазами, как самый обыкновенный камень превращается в уютный, теплый дом для пушистой белочки, роскошно украшенный сочными гроздьями алой рябины и листьями из настоящего золота? Сегодня я с радостью поделюсь с вами техникой создания кулона с росписью, украшенного сусальным золотом, в технике лаковой миниатюры «Федоскино». 

Как и любой вид творчества, идущего от вдохновения, окончательный результат на момент задумки украшения мне был неизвестен, но идея написать пушистую хозяюшку осеннего леса подсказала мне выбрать красновато — белый камушек агата в виде кулона. Я подобрала фотографию милой белочки, которая уже готовится к первым зимним холодам, а чтобы придать рисунку живописный колорит золотой поры, решила использовать сусальное золото высшей пробы, а также теплые цвета масляной краски.

Качественно сфотографировать каждый этап живописи довольно непросто, мой фотоаппарат физически не способен передать всех нюансов оттенков и мазков, поэтому недостатки оптики я постаралась скомпенсировать понятным описанием. Научиться рисовать по этому мастер-классу у вас навряд ли получится, поскольку миниатюрная живопись — это огромный труд, практика, терпение и усидчивость, которые в результате превращаются в искусство, а вот понять технологию этого ремесла вам удастся. Надеюсь, что те, кто вдохновится сотворить похожий кулон с росписью в технике лаковой миниатюры «Федоскино», найдет в моем мастер-классе много полезного для себя!

Отмечу, что технология создания кулона с росписью, которой пользуюсь я, была передана мне моей дорогой учительницей — Светланой Беловодовой (она — первая, кто начал расписывать камни в технике лаковой миниатюры). На сколько я знаю, сегодня разные мастера используют свои особенные, излюбленные материалы и приемы, но основные пункты, которыми пользуется большинство, я постараюсь раскрыть.

Необходимые материалы:

1. Камень агата в виде кулона.

2. Масляные краски (умбра натуральная ленинградская, умбра жженая, марс оранжевый прозрачный, краплак красный прочный, кадмий красный светлый, кадмий оранжевый, кадмий желтый средний, кадмий лимонный, белила титановые).

3. Льняное масло для живописи.

4. Кисточки:

— синтетика №2, №2,5;

— колонок №0, №1, №2.

5. Лак машинный двухкомпонентный для финишного покрытия, лак ПФ-283.

6. Надфель с алмазным напылением, наждачная бумага 1200.

7. Сусальное золото.

8. Золотая акриловая краска.

9. Бейл для кулона.

10. Вспомогательные материалы: палитра, тряпочка для протирания кистей, калька, бумага, фотография, растворитель для промывания кистей.

1. Подготовительные работы.

Распечатываем фотографию белочки нужного размера на принтере, на кальке простым карандашом обводим контур нашего кулона. В живописи мне удобнее всего опираться на фотографию, которая хранится на телефоне или планшете (чтобы при необходимости увеличивать детали и лучше видеть, где какие цвета), а распечатанная маленькая фотография помогает сохранять пропорции.

2. Обводим по кальке контур нашей белочки, стараясь максимально точно передать все детали. Мне захотелось оживить рисунок, поэтому я нарисовала листики рябины с гроздьями ягод.

3. Круговыми движениями шлифуем наш агатовый кулон со всех сторон (в том числе боковые стороны) алмазным надфелем для лучшего сцепления краски и лака с камнем. Наносим на поверхность кулона, на которой будем рисовать, капельку льняного масла и пальцем равномерно размазываем ее. Масла должно быть немного, но при этом достаточно для комфортного рисования. Перевернув нашу кальку на обратную сторону, тоненькой кисточкой, самым ее кончиком, обводим рисунок близкими с фотографией цветами — таким образом у нас получается припорох.

 4. Чтобы убрать с припороха излишки краски, пару раз отпечатываем обводку на чистом листе бумаги, а потом аккуратно переносим контур на камень.

5. Приступаем к этапу живописи, который называется замалевок.

Четкими, короткими штрихами кончиком кисти №1 пишем белую грудку белки. На палитре смешиваем умбру жженую и натуральную и пишем глазик, намечаем нос и рот, ушки и стопы. Для лап и мордочки я использую кадмий оранжевый и марс оранжевый прозрачный. В тех местах, где нам нужно поплотнее положить краску, я добавляю к основному цвету немного белил или жженой умбры (в зависимости от необходимого оттенка). Хвостик пишем более длинными и плавными мазками, ближе к кончику хвоста берем более светлые цвета. Те места, где у белочки шерстка серого цвета, а также где видны складочки на животе и контуры лап, я нанесла совсем немного белил, смешанных с умброй натуральной (получился светло-серый цвет), чтобы сохранить цвет самого камня и сделать рисунок полупрозрачным. Сухой синтетической кистью №2 мягкими похлопывающими движениями мягко размазываем нанесенную краску по всему телу белочки, только на хвостике, при флейцевании, стараемся сохранить видимые линии — наши шерстинки. После этого, уточняем веточки и края листьев рябины, добавляем новые листочки бело-оранжевым кадмием, которые «попросились» украсить камень. Кадмий красный светлый отлично подошел для прорисовки ягод рябины. Когда композиция готова, сушим её в печке при 65 градусах С не менее 6ти часов.

6. Покрываем наш кулон лаком для финишного покрытия с помощью синтетической кисти №2,5, а затем отправляем его в разогретую печку еще на 1 час. После недлительной шлифовки рисунка шкуркой 1200 до равномерной матовой поверхности, мы можем приступать к следующему этапу миниатюрной живописи — перемалевку.

7. Перемалевок.

Те участки рисунка, где мы намерены написать золотые листочки, с помощью тоненькой кисточки покрываем лаком ПФ-283, ждем, пока лак немного подвянет, и после этого сухой кисточкой переносим небольшие кусочки золота на лак. Чтобы подправить форму листочка, нам поможет деревянная зубочистка — ей можно будет «подточить» лишние детали. Еще через 15 минут аккуратно смываем мылом и водой лишние частички золота и оставляем сушиться кулон минимум на 1 час в печке.

8. Слегка промасливаем камушек и начинаем детализировать нашу белочку. Цвета используем максимально близкие к фотографии, те элементы, которые на дальнем плане, делаем более темными, более близкие — светлыми, помним про светлые рефлексы на ушках, хвосте и по краям тела. Короткими тоненькими штрихами прописываем шерстку, а хвост — плавными длинными мазками. Не забываем сохранять прозрачность работы, чтобы белочка казалась одним единым с камнем, а не наклейкой.

9. Добавив объема и оттенков в ягоды рябины, слегка детализировав веточки за счет теней и бликов, я приступила к листьям. Перед работой с сусальным золотом можно сперва просушить весь рисунок в печке, покрыть его лаком и только потом приступить к живописи, чтобы при ошибке можно было смыть краску, не повредив сияющей поверхности. Можно писать прямиком по золоту, если вы уверены в своих силах (так поступила в этом случае я). Поскольку золото лучше всего расписывать полупрозрачными красками, контур листьев я обводила плотной красочкой (смесью белил с разными желтыми и оранжевыми цветами) — так я расширила по размеру сами листья и «подточила» их форму. Дальше уже полет для фантазии — смело используем любые виды теплых красок там, где у нас рядом с золотом просвечивает камень, а по золоту работаем сквозными красками. За счет этого, листья получились очень живописные — местами сияют в лучиках солнца, а где то завораживают богатыми оттенками.

Важная деталь — короткими и в то же время плавными штрихами я написала травку, на которой стоит наша героиня, а после полной просушки рисунка в печке в течение 6ти часов, я добавила золотой акриловой краской листик рябины, упавший рядом с ножкой белки. После этого, 1 час сушим весь рисунок и покрываем его лаком. Сушим еще 1 час, шкурим, промасливаем и приступаем к завершающему этапу живописи — бликовке.

10. Бликовка.

На мой взгляд, один из самых интересных декоров в миниатюрной живописи — «облачко». Его можно делать и на этапе перемалевка. Наносим тоненьким, жидким слоем бело-жело-оранжевую красочку, флейцуем, а потом в хаотичном порядке капаем на нее растворителем. Получаются интересные, пушистые разводы. Далее уточняем блики и тени более плотными мазками, добавляем оттенки, где душа просит, ставим блик на глаз белочки, аккуратно рисуем усики, прописываем детально рефлексы на шерстке и по краям тела. Прорабатываем золотой листик, который лежит на земле, при желании, добавляем золотой акриловой краски на веточки рябины. Сушим рисунок, покрываем лаком, а потом делаем завершающее финишное покрытие в два слоя со всех сторон камушка. После финишного покрытия требуется просушка не менее 6ти часов в печке.

7. Вот так выглядит готовый кулон с бейлом. В полировке кулон не нуждается, т.к лак и без нее отлично блестит, а излишних пылинок и пузырьков в глянцевое покрытие не попало. На мой взгляд, рисунок получился очень уютным, теплым и красивым, благородно играющим золотом в лучах солнышка. Подойдет любителям бохо стиля и всего необычного.

Всем солнечного настроения и большое спасибо за внимание! Если вам пришелся по душе этот мастер-класс, буду благодарна за нажатие кнопочки «Нравится»!

С любовью и уважением, Анна Зимородок

Источник: livemaster.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *