У французского художника Джеймса Тиссо (1836−1902) есть несколько полотен, которые можно назвать траурными: на них очень подробно показаны платья, которые в 1860—1880-х годах носили по случаю ухода из жизни близких людей.
Джеймс Тиссо, Императрица Евгения с принцем империи в парке Кемден, Чизлхерст, 1874, 106х152 см, Компьенский дворец, Компьен, Франция
Фото: commons.wikimedia.org
В 1869 году Тиссо выставил в Салоне в Париже картину «Вдова».
Молодая красивая женщина расположилась со своим семейством в парке. На заднем плане — несколько кипарисов, рядом на пьедестале — статуя какого-то древнего героя. Возможно, это ее усадьба: чайный столик, стулья, этажерка. Рядом с ней — девочка и старушка.
![](/wp-content/uploads/2017/12/14d347c2d6180cdb516cda6cd85bc951.jpg)
Источник
На женщинах — траурные одежды. У молодой — длинное черное платье с квадратным вырезом и без рукавов, блузка из прозрачного черного шелка, оборки на плечах, на воротнике и на запястьях. На руках — нечто вроде перчаток без пальцев (похожее на митенки). Из-под подола видна белая, окаймленная кружевами юбка, черные шелковые чулки, черные туфли с квадратными носами и высоким каблуком, украшенные черным бантом.
![](/wp-content/uploads/2017/12/711a3279134a41dc464c3dafb94523b4.jpg)
Юбка с высокой талией и длинным шлейфом опоясана широким поясом. Ее рыжеватые волосы заплетены в косички и уложены в корону.
![](/wp-content/uploads/2017/12/1e9264e48d92eb926c691fbf4bd38133.jpg)
Она шьет. Ее лицо говорит о том, что ее мысли далеки от шитья. Мало того, видны ее лодыжки (это было для викторианских мужчин сильнейшим раздражителем). Похоже, что траур скоро закончится (может быть, через месяц-другой). Старушка, которая сидит рядом с ней, тоже носит траур, на ней черная шляпка.
![](/wp-content/uploads/2017/12/c908e3f5a84eb98f2ab4f60d69465c0e.jpg)
Для девочки эти строгости в одежде уже в прошлом. И у нее мечтательное выражение. Скорее всего, она тоже в ожидании конца траура, когда можно будет пойти куда-нибудь развлечься: в цирк, в зоопарк, покататься на лодке. А может быть, пойти в гости к хорошим знакомым, у которых есть дети — ее друзья и подружки.
Надо полагать, что в некоторой части мысли мамы и дочки совпадают. А для старушки — утрата невосполнима, она будет преследовать ее еще очень долго, может быть, до конца жизни. Видимо, траур по ее сыну.
В 1874 году Джеймс Тиссо пишет картину «Императрица Евгения с принцем империи в парке Кемден, Чизлхерст».
Императрица изображена в траурной одежде — это был первый год ее траура по мужу, Наполеону III, умершему в 1873 году.
![](/wp-content/uploads/2017/12/5278857f028ce2b2850aea222ec031b3.jpg)
Платье на императрице несколько проще, чем на картине 1869 года. Этому может быть две причины (как минимум): изменилась мода или у высочайшей особы не было достаточно денег на шикарное платье. Может быть, для императрицы внешний вид не был важен.
1879 год, из-под кисти художника появляется картина «Сирота».
![](/wp-content/uploads/2017/12/6d26d97acb5abe841a84a12aa396fe3d.jpg)
Фото: thehammocknovel.wordpress.com
В этой картине тот же мотив, что и в картине «Вдова» — траур по мужу и отцу. И черная одежда. Здесь она поскромнее: черная высокая шляпка, приталенное платье с волнистой атласной вставкой. Вероятно, и здесь траур подходит к концу: на лифе приколота хризантема.
![](/wp-content/uploads/2017/12/911492b4aadb1b08c7e7dffc2beb7a3a.jpg)
Возвращение к трауру. Что заставляло художника вновь и вновь писать погруженных в печаль? Может быть, он стремился передать чувства людей, потерявших своих близких? Может, он пытался довести до совершенства изображение «черного на черном» (черный шифон и черные кружева)? Может быть, все может быть…
P. S. Траурные одежды были частью обычаев, они были как бы данью уважения к покойным. Длительность ношения траурных одеяний была тоже мерой почитания умершего: королева Великобритании Виктория после смерти ее супруга принца Альберта носила траур 40 лет (до самой своей смерти в 1901 году).
![](/wp-content/uploads/2017/12/ede7cc2c9208a738e07a89e959575890.jpg)
Источник
Естественно, траурные одежды надо было заказывать, естественно, что были мастерские и мастера по пошиву траурных платьев и костюмов, естественно, что были какие-то принятые в этих случаях нормы. Само собой разумеется, что с течением времени эти нормы (или мода, как удобнее) менялись. И несомненно, что траурная одежда могла стоить и дорого, и подешевле.
![](/wp-content/uploads/2017/12/e8acc7eb7c95024ab65c5883ae4955bc.jpg)
Источник
Такую рекламу можно было увидеть в тогдашних газетах.
Объявление гласило: «Траурные одеяния для семьи. Опытные портной и модельер фирмы Джей готовы приехать к вам, где бы вы ни жили в Англии, совершенно бесплатно. Они привезут с собой платья и модели одежды, образцы материалов ценой от одного пенса и выше, по тем же ценам, как если бы вы их покупали на Риджент-стрит. Цены приемлемые для домашних траурных одеяний, очень выгодные для больших и маленьких семей».
Мода на траурные одежды сошла на нет в 20-х годах ХХ века.
Источник: shkolazhizni.ru