Выставки официальной программы расположились на 20 площадках — это и церкви, и полузаброшенные палаццо, и ботанический сад, и спальные районы. Рассказывает главный редактор TANR Милена Орлова
Международная биеннале современного искусства Manifesta, которая кочует из города в город, на сей раз обосновалась в Палермо. Здесь оливы из Азии, осины с Ближнего Востока, эвкалипты из Австралии, растения из Мексики и Японии. Лимонное дерево — символ Сицилии — завезено арабами. Вдохновившись местным ботаническим садом, Орто Ботанико, основанным еще в 1789 году, кураторы выбрали для биеннале тему «Планетарный сад. Культивируя сосуществование», отражающую характер города, вобравшего в себя множество культур и продолжающего быть котлом, где смешиваются разные национальности, пристанищем беженцев.
В этот раз Manifesta придумала новое наименование кураторам, они теперь называются «креативные медиаторы», что подчеркивает их особую роль — не столько авторов выставок, сколько посредников между местной средой и приехавшими художниками. Это Брегтье ван дер Хак, журналист и кинорежиссер из Голландии, Андрес Хаке, испанский архитектор и ученый, Ипполито Пестеллини Лапарелли, архитектор родом из Палермо, и Мирьям Варадинис, швейцарский куратор. Некоторые из них работают в бюро ОМА Рема Колхаса, которое по заказу Manifesta представило сборник исследований «Атлас Палермо». Уже на основании этих изысканий было создано более 40 проектов специально для Manifesta 12. Путешествие по этим не самым очевидным точкам предлагает зрителям захватывающий квест с погружением в историю и современноcть столицы Сицилии.
Пресс-конференция биеннале состоялась в одном из самых роскошных соборов Палермо — действующей барочной церкви Святой Екатерины, и вещавших с амвона медиаторов трудно было не сравнить с апостолами новой европейской религии — религии толерантности.
Некоторые здания, в их числе театр Гарибальди, местная штаб-квартира Manifesta (главная находится в Голландии), к биеннале были приведены в относительный порядок, и организаторы выставки надеются, что ими можно будет пользоваться и потом. Множество выставок сосредоточилось в самом старом районе города, Кальсе, вокруг гигантского пустыря, поросшего травой. Эта площадь, пьяцца Маджоне, образовалась после бомбардировок Палермо в 1943 году. Хотя в это трудно поверить, но многие исторические здания здесь с тех самых пор находятся в руинированном состоянии, и только в последние годы район заново обживается и реставрируется.
Так, в процессе реставрации находится гигантское палаццо Бутера, выстроенное в XVII веке для Бранчифорти, маркиза Мартини, которому был пожалован титул князя Бутера. Сейчас часть залов отдана под выставку — но можно видеть, например, и огромную дыру в потолке, прямо среди фресок про Геркулеса, и голые пока стены. Помочь реставраторам решил Ренато Леотта. Он создал для одного из залов новый пол из терракотовой плитки, на которой местами заметны выщербины, а на стену поместил небольшой план — это план фруктового сада в окрестностях Палермо, где художник расстелил огромное полотно, повторяющее очертания дворцового зала. Те места, куда падали созревшие плоды, он и перенес на плитку, тем самым вдохнув в палаццо сельский дух.
Мария Тереза Альвес из Бразилии обнаружила родных бразильских попугаев в мотиве традиционного для Сицилии домашнего оберега — изображений «райских птичек». Группа «Упавший фрукт» из Лос-Анжелеса эффектно подошла к процессу «озеленения» дворца, заклеив стены одного из залов ярчайшими обоями, создающими впечатление райских кущ.
Еще группа «Упавший фрукт» раздает листовки — карту города, на которой отмечены доступные плодовые деревья, лучшие образцы процветающего в Палермо стрит-арта, а также уличные алтари. Группа призывает местных жителей присоединяться и посадить свое дерево, а туристов — не проходить мимо ярких городских сценок. Бонусом прилагаются четыре классических рецепта с цитрусовыми: оранжад, мармелад, гранита и лимончелло. К Manifesta приурочены и гастрономические удовольствия — свои палатки на пьяцца Маджоне расставили производители всего самого наитрадиционнейшего и органического.
Проект Маринеллы Сенаторе «Процессия Палермо» предлагает поучаствовать в веселой демонстрации, похожей на нашу «Монстрацию», она регулярно движется по центру города с самыми разными лозунгами (золотыми буквами на бархатных штандартах вышито «Мы женщины, мы правы» или «Знание — сила»).
На барочной площади Кватро-Канти о традиционных католических празднествах напоминает дневной фейерверк Tutto, придуманный Матильде Кассани, когда прохожих ежедневно осыпают цветными конфетти, выстреливающими из стоящих по четырем углам пушек.
Нашего Сергея Сапожникова, напротив, вдохновила поэзия живописного упадка — фотографии палаццо Константина (это еще одна площадка), находящегося в самом плачевном состоянии, он вмонтировал в убогие строения, встречающиеся в полях и на обочинах дорог в его родном Ростове-на-Дону, и показывает в палаццо Бутера эти странные сближения. По соседству Таус Махачева демонстрирует свой видеофильм, где на экране — только волны Венецианской лагуны, а за кадром звучит философическая беседа с лодочником о нелегкой карьере современного художника. Российские художники участвуют и в параллельной программе — это выставка Евгения Антуфьева в археологическом музее и проект Mare Mediterraneum («Средиземное море») группы АЕS+F, представленный Мультимедиа Арт Музеем, Москва.
На фоне эфемерной «мусорной» эстетики, превалирующей у участников Manifesta, инсталляция АЕS+F из фарфоровых статуэток в Помпеянском зале главного театра Палермо — оперного Театро Массимо выглядит вызывающе роскошной. Сюжеты многофигурных композиций посвящены чудесному спасению утопающих в море беглецов из неблагополучных стран: их принимают в свои объятия, затаскивая на надувные матрасы и на борт своих яхт состоятельные курортные граждане. Авторы подчеркивают, что их фантазии относятся к эпохе «постправды». «Средиземное море — эпицентр идеологического противоречия… Фарфор всегда был символом буржуазного комфорта. Недавние волны нелегальных беженцев поставили Европу перед дилеммой: позволить им выйти на берег, нарушив психологический и материальный комфорт хозяев, или же отвергнуть — что будет аморальным, циничным и бесчеловечным действием, ставящим под сомнение этическую основу самой Европы», — объясняют свою работу художники. (Кстати говоря, АЕS+F теперь пробуют себя и на поприще театральных режиссеров — в театре Массимо готовится премьера оперы «Турандот» в их постановке.)
Тема беженцев не могла не стать центральной на биеннале, этой проблеме посвящено множество работ. В их числе — гора соли, насыпанная в полуготическом палаццо XVI века Форселла де Сето голландской художницей Патрисией Карсенхаут. Она напоминает о легенде, существовавшей на Карибах, согласно которой попавшие в рабство, если съедят много соли, станут легкими и улетят в родную Африку.
Еще одна важная тема обозначена как «Вне контроля» — в этом разделе представлены работы, которые делают видимыми разные системы слежки и вообще всякие секретные материалы. Например, одна из инсталляций посвящена американским военным базам на Сицилии и тому, как космические спутники бороздят небо над головой ничего не подозревающих отдыхающих на пляжах.
Ботанический сад, Орто Ботанико, стал прибежищем разного рода художественно-экологических активистов, внедривших в идиллические заросли разные неприятные штуки — от невинных гербариев из искусственных цветов до булькающего отвратительной иссиня-зеленой жижей фонтана. Фонтан американца Майкла Вонга напоминает об опасности, исходящей от водоросли спирулина, а вот проект «Птеридофилия» Жен Бо из Китая исполнен, про словам автора, в новом стиле «экоквир» и повествует о любви между растениями и юношами.
Еще одно заметное произведение создала группа Mosbedo, внедрившись, как шпион, в обычно закрытый для публики государственный архив. Среди впечатляющих гор старинных папок с документами, покрытых буквально пылью веков, светится экран, на котором марионетка с грустным лицом госслужащего бессмысленно поводит руками. Марионетки — один из самых популярных сувениров в Палермо. В торгующих ими лавках среди белокожих деревянных рыцарей в латах можно встретить и смуглую куклу-сарацина, свидетельствующую о том, в какую историческую даль уходят корнями сегодняшние проблемы планетарного сада.
Палермо
Manifesta 12
До 4 ноября
Источник: theartnewspaper.ru