Открытие тематической выставки наивного искусства «Страна родная», посвященной истории, быту и природе нашего отечества, приурочено ко Дню России – дню, когда страна вошла в новый сложный и насыщенный период своего существования. Художники-наивы с болью, гордостью и любовью обращаются к теме родины и её истории.
Встречает посетителя поздняя работа классика российского наивного искусства Павла Леонова «Путин на прогулке» (2004), на которой В.В. Путин запечатлен в узнаваемых леоновских ландшафтах – их же можно увидеть на соседней картине «Песни и пляски. На ивановских просторах» (2004). Так глава государства оказывается сошедшим в буйные поля пшеницы, что неожиданно отсылает к картине Федора Шурпина «Утро нашей Родины» (1946-48), изображающей Иосифа Сталина на необъятных просторах на фоне благодатных полей и линии электропередачи, что символизировало прогресс послевоенного СССР.
К великим историческим личностям прошлого обращаются многие художники-наивы: Таисия Швецова и Виктор Алексеев каждый в своей манере изображают Петра I, но как узнаваемы его атрибуты – грудь колесом, мундир и усы! Примечательна картина щелковского художника Петра Морозова, который в своих «Богатырях» (1980-е) переосмыслил образы Павла Корина, – здесь Александр Невский с широко известной картины, также и в фигурах других богатырей легко узнать персонажей полотен Корина (к примеру, крайняя правая фигура напоминает старца с картины «Отец и сын»).
Сложные отношения у художников наивной живописи с советским периодом истории нашей страны. В связи с этой темой интересны работы Алевтины Пыжовой и Павла Реченского. В центральной фигуре работы Реченского «Подарок русскому народу» (1991) хорошо угадывается В.И. Ленин. Кремлевская стена с мавзолеем Ленина становится фоном и для сатирической работы современного московского художника Евгения Галкина «Дон Кихот» (2013), в которой переплетаются прошлое и самое актуальное настоящее нашей страны. Его же работа «Глас вопиющего» (2013) неожиданно перекликается с работой рязанского художника Александра Гусарова «Крестьянский бунт» (1999).
В своей работе «Русская дорога» (2003) Владимир Аносов иронично и схематично изобразил «узловые пункты» русской жизни, в которой все мы странники от сумы до тюрьмы, с завода в кабак, из колхоза к церкви.
Центральное место в экспозиции занимает масштабный триптих Александра Белых «Ополчение Минина и Пожарского» (2005), который впервые могут увидеть посетители музея. Работа посвящена освобождению Москвы от иноземцев в период Смутного времени.
Выставка дополнена картинами знаковых отечественных художников наивной живописи, на которых изображены российские пейзажи и бытовые сценки.
7 июня 2017 — 10 сентября 2017
Источник: artrussia.ru