Показания раскаявшегося мафиози вывели на след картины Караваджо, давно считавшейся утраченной. Через 48 лет после ее кражи будет начато международное расследование. Публикуем материал нового французского издания в сети TAN — The Art Newspaper Daily
В ночь с 17 на 18 октября 1969 года картина Караваджо «Рождество со святым Лаврентием и святым Франциском» (1600, 3х2 м) была похищена из оратория Сан-Лоренцо в Палермо. С тех пор она стала одним из самых разыскиваемых произведений искусства в мире и героиней многочисленных исследований, фильмов и книг. Итальянский писатель Леонардо Шаша посвятил ей книгу «Одна простая история» (1989). Британский журналист Питер Уотсон, автор «Заговора Караваджо» (1984), утверждал, что уже договорился о встрече с неким торговцем, чтобы посмотреть на полотно, но этим планам помешало разрушительное землетрясение на юге Италии. Литераторы и бывшие мафиози — все хотели поделиться своей версией произошедшего с «Рождеством со святым Лаврентием и святым Франциском». Кто-то считал, что это произведение Караваджо съели крысы в сарае, а кто-то — что его разрезали на мелкие кусочки.
Последняя надежда однажды найти Караваджо уже была потеряна 5 ноября 1996 года, когда мафиози Франческо Марино Маннойя по прозвищу Моцарелла заявил, что самолично участвовал в краже картины, сильно повредил ее, когда вынимал из рамы в церкви, а затем и вовсе уничтожил. Маннойя в юности состоял в сицилийском преступном клане Санта-Мария ди Джезу, а затем, уже попав в тюрьму, стал одним из самых полезных пентито — полицейских информаторов. Однако совсем недавно, спустя почти 50 лет после кражи, Маннойя, по-прежнему сидя за решеткой, отказался от своих слов и заявил, что все выдумал.
Вслед за этим в истории произошел еще один, не менее важный, поворот. Другой раскаявшийся мафиози коза ностра, тоже член клана Санта-Мария ди Джезу, некий Гаэтано Градо, которому сегодня чуть более 70 лет, дал показания итальянской парламентской комиссии по борьбе с организованной преступностью. Его слова воспринимаются всерьез и заслуживают доверия: с тех пор как Градо согласился сотрудничать с правосудием, он сообщил немало подробностей, оказавшихся точными, например об инвестициях мафии в компании Сильвио Берлускони.
По заявлению Градо, когда 20 октября 1969 года об исчезновении картины сообщили в прессе, коза ностра поручила ему заняться этим делом. Менее чем за неделю он нашел четверых грабителей (ранее все источники говорили о двух) — сицилийских головорезов, которые сейчас уже идентифицированы, и у них взяты показания. Картина была доставлена сначала Стефано Бонтаде, а затем Гаэтано Бадаламенти — членам так называемого триумвирата сицилийской мафии. В октябре 1969 года коза ностра приступила к поискам покупателя и обсуждению возможной цены; посредник и покупатель нашлись в Швейцарии.
Градо в деталях описал встречу со швейцарским покупателем, лицо которого опознал на фотографии, — личность этого человека установлена, но он давно умер. Таким образом, полотно Караваджо было продано через полгода после кражи, оно покинуло Сицилию и было переправлено в Швейцарию по обычным каналам, которыми пользовалась мафия.
То, что сейчас участники давних событий вновь заговорили о картине, — во многом заслуга комиссии по борьбе с организованной преступностью, которая в ближайшее время намерена обнародовать отчет о своей деятельности (недавние парламентские выборы в Италии к этому обязывают). Правда, в 700-страничном документе шедевру Караваджо будет посвящено всего 3–4 страницы и вышеизложенные подробности туда не войдут.
На протяжении последних недель эти новости бурно обсуждают в Риме — городе, где, согласно недавно поднятым архивам, Караваджо и написал в 1600 году палермское «Рождество со святым Лаврентием и святым Франциском». Газета La Repubblica сообщила, что картина была вывезена за границу, но развила старую гипотезу о том, что холст разрезали на семь или восемь частей (семь фигур и голову быка?). Это предположение не ново. По мнению многих, преступникам выгоднее было продать семь-восемь маленьких Караваджо, чем одно монументальное полотно. Все возможно, ведь Градо не знает, как сложилась судьба произведения после завершения переговоров о его продаже весной 1970 года. Недавние признания свидетеля проливают свет лишь на первые шесть месяцев истории, растянувшейся на 48 лет. В любом случае международное расследование, которое начнется в ближайшее время, будет долгим и трудоемким.
Источник: theartnewspaper.ru