В ходе пресс-конференции, посвященной открытию пятой юбилейной ярмарки Cosmoscow, было объявлено о решении передать в дар Государственной Третьяковской галерее, которая в 2017 году стала «Музеем года Cosmoscow», произведений российского художника Андрея Кузькина. Этими произведениями стали: инсталляция «Все впереди!» вместе с сопроводительной видеодокументацией преформанса (2011), видеодокументация преформанса «По кругу» (2008), документация акций, перформансов и проектов 2006-2015 годов «Право на жизнь» (2015).
Передача в дар состоится 21 сентября при участии созданного в 2017 году Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow, объединившего в себе некоммерческие инициативы ярмарки, предпринятые за последние годы.
Выставка произведений Андрея Кузькина пройдет в залах №21-22 в Новой Третьяковке и продлится до 28 сентября 2017 года одновременно с Московской международной биеннале современного искусства.
Маргарита Пушкина, основатель и директор Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow, учредитель Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow: «Я очень рада, что работа Фонда начинается с такого грандиозного события, как пополнение собрания Третьяковской галереи произведениями актуального художника. Можно сказать, что это новая страница в истории институционализации современного российского искусства. Этот процесс, как мне кажется, во многом будет формировать представление об истории искусства в сознании будущих поколений».
Андрей Кузькин: «Проект "Право на жизнь" исследует возможность сохранения памяти и ее передачи будущим поколениям. Эту же функцию выполняет и музей. Я благодарен ярмарке Cosmoscow, лично Маргарите Пушкиной и Зельфире Трегуловой за то, что мои работы попадут в собрание Третьяковской галереи. Для меня это очень важно».
Первый проект Андрея Кузькина, обративший на себя внимание художественной общественности и профессиональной критики, – перформанс «По кругу» (2008), реализованный в рамках I Московской международной биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?». В течение четырех с лишним часов автор, обвязанный веревкой, другой конец которой был закреплен в центре бассейна, заполненного жидким цементом, бродил по кругу. Тщетная борьба художника с застывающим цементом стала, по словам Кузькина, метафорой «действующей модели жизни человека». На основании видео-документации перформанса был смонтирован фильм, неоднократно показывавшийся на выставочных проектах в России и за рубежом.
В 2011 году Андрей Кузькин создает проект, который не только стал одним из самых радикальных высказываний в современном искусстве, но и продемонстрировал принципиальную позицию автора, каждая работа которого ставит вопросы о хрупкости границ между искусством и жизнью. Проект «Все впереди!» был задуман и реализован как символическое самоубийство молодого художника, замуровавшего в 58 металлических ящиков не только все созданные до этого времени материальные художественные произведения – картины, рисунки, фотографии, объекты, – но и все свое личное имущество. По условиям проекта содержимое ящиков может быть вскрыто не ранее, чем через 29 лет.
В 2015 году Андрей Кузькин создает еще один итоговый проект – «Право на жизнь» – 70 планшетов с текстами и фотографиями, представляющими автобиографию художника, облеченную в форму отстраненного скупого повествования. Каждый текст начинается словами: «Один человек…». Коллекция планшетов – совокупность главных событий творческой биографии Кузькина. 10 планшетов из этой серии вошли в собрание Центра Помпиду.
Источник: artrussia.ru