Кафедра мастерства

С чего начать написание картины? Первые этапы работы над картиной

Раскрою некоторые свои секреты работы на примере картины «Розовый пион» (рабочее название). 

1. ИМПРИМАТУРА  (рис.1).

Холст с нанесенным рисунком я почему-то не сфотографировала, но, в принципе, потеря небольшая. 
На холсте нарисовала пион, рисунок обвела гелевой ручкой, затем начала покрывать холст жидко разведенной краской (охра светлая «Мастер-класс» плюс пинен). Покрывала холст по рисунку. Т.е вначале покрыла лепестки, кисть шла по лепестку — от начала роста лепестка к краю. Затем начала покрывать фон вокруг цветка. Так как на этом фоне планируется изобразить траву и листья пиона, то кистью наносила краску неравномерно. На изображении можно видеть мазки кисти. Затем тряпкой, опять же по форме лепестков вытерла краску, но не до конца, все же какое-то количество краски осталось на лепестках. Все, теперь холст сушить. 
Повторюсь — имприматура (в классическом смысле) — это первый слой краски. В данном случае, следуя моей классификации — это имприматура одноцветная неоднородная. 

2. ПОДМАЛЁВОК. ГРИЗАЙЛЬ (рис.2).

Для лучшего сцепления высохшего слоя с новым слоем краски натерла холст чесноком (очистила зубчик чеснока, надрезала его и срезом стала натирать холст), затем смазала поверхность холста осветленным льняным маслом. Излишки масла вытерла тряпкой. 

Начала делать подмалевок гризайлью. Светлые места буду писать белилами с небольшим количеством умбры натуральной ленинградской, а темные места — умброй натуральной ленинградской с капелькой белил. 
Вначале прописала умброй темные (в будущем зеленые) листья. Темнее — там, где тень на листе, светлее — освещенная часть листа. Светлее, темнее, где погуще, где впротирку. Темная (в будущем зеленая) часть картины готова. Как видно, дана деталировка только крупным листьям пиона. Остальной фон, покрытый травой тщательно не прорисовываю. Там будут просто намеки на листья, траву. 

Приступаю к лепесткам. Вначале — теневые части лепестка, потом световые. Темнее, светлее. Там, где светлое — более плотный слой белил подцвеченных умброй. Пока еще слой краски довольно тонкий — просвечивает имприматура, тени наношу тонко. Вначале крупные лепестки, потом мелкие. Вначале теневые части лепестка, потом светлые. Лепесток за лепестком. 

Все, теперь — сушить.

2.1. ПОДМАЛЁВОК. ГРИЗАЙЛЬ (рис.3).

Продолжаю работу над подмалевком. Кому-то может показаться, что этап работы над подмалевком это что-то такое быстрое и несерьезное. Быстро-быстро набросал краски и вперед к основной работе над картиной. На самом деле этап подмалевка очень важен. Закладываются основные тональные отношения, уточняется рисунок. У меня подмалевок монохромный, но он может быть и цветным. Подмалевок может писаться корпусно, а может — и тонкими слоями. Я предпочитаю не торопиться, а постепенно набирать необходимую тональность. 
Перед началом работы я снова натерла холст чесноком, смазала льняным маслом. Излишки масла вытерла тряпкой. 
Начала работу с теней на лепестках цветка (умбра с белилами титановыми, слой краски тонкий). Затем перешла к теням на листьях (умбра почти без белил), затем к освещенной части листьев (умбра с белилами). 
После снова лепестки цветка. Вначале крупные лепестки. Как видно на фото, писала белилами с добавлением умбры. Слой краски тонкий, следы кисти заглаживала. После перешла к лепесткам в середине цветка. Светлые части лепестков прокладывала густой краской (почти чистые белила). 
На увеличенном изображении можно видеть, что слой краски на лепестках еще не достаточно плотный, просвечивает рисунок. В дальнейшем положу краску более плотно. 
Снова — сушить. 

2.2. ПОДМАЛЁВОК. ГРИЗАЙЛЬ (рис.4)

После натирания холста чесноком, смазывания льняным маслом, начала со света на лепестках. Писала светлые места практически чистыми белилами. Уточняла тональность затемненных мест лепестков смесью белил с умброй натуральной. 

После прописки практически всех лепестков цветка перешла к зеленым листьям пиона. Усиливала свет на листьях, иногда чуть «залезала» в тени. 
Снова сушить. Нужно, чтобы краска немного «села». Пока картина сырая все выглядит намного ярче. Следующий сеанс покажет верность взятых тонов. 

2.3. ПОДМАЛЁВОК. ГРИЗАЙЛЬ (рис.5)

Все как обычно: чеснок, льняное масло, излишки вытерла тряпкой. 

На этом этапе работаю над зелеными листьями пиона — усиливаю свет, уточняю рисунок листьев. Затем перехожу к фону вокруг цветка, утемняю его (умбра натуральная ленинградская плюс пинен), намечаю контуры травы, листьев. 
Перехожу к цветку. Где-то усиливаю свет, где-то ослабляю полутень. Пишу белилами цинковыми, иногда смешиваю их с титановыми белилами. Почти без разбавителя. 
Если вы внимательно посмотрите на фотографии этапов, то увидите, что картина становится более насыщенной по тону, более контрастной. А все потому, что происходит постепенное усиление как светлых, так и темных мест. 
Если у вас получится сделать это в один сеанс, то отлично. У меня не получается. Я хочу, чтобы на картине у цветка были нежные, упругие лепестки. Я хочу чуда — живой цветок, на который можно будет смотреть как вблизи, так и издали. 

Сушить.

Источник: livemaster.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *