Проекты партнеров Союза художников России
Центр гуманитарных программ (Санкт-Петербург)к
Скульптурный симпозиум в Академии «Книдос»
Ровно месяц – с середины апреля по середину мая 2017 года, – группа российских скульпторов приняла участие в скульптурном симпозиуме по темам «Книдский лев» и «греческая антика» в Турции (регион Мугла, полуостров Датча). Организаторами симпозиума выступили АНО «Санкт-Петербургский центр гуманитарных программ» в партнёрстве с Международной Академией Культуры и Искусства «Книдос», при поддержке ВТОО «Союз художников России». Академия «Книдос» – частное некоммерческое учреждении культуры, созданное десять лет назад турецким предпринимателем и филантропом Невзатом Метином (Nevzat Metin). Надо отметить, что Академия привлекает к сотрудничеству мастеров разных направлений: здесь проводятся пленэры для живописцев, выставки, фольклорные и музыкальные фестивали, симпозиумы по мелкой пластике. В 2017 году Академия в четвёртый раз открыла свои мастерские для российских художников, команду которых на конкурсной основе комплектовал Санкт-Петербургский центр гуманитарных программ. Наши соотечественники уже работали на берегу Эгейского моря в 2012, 2013 и 2014 годах, представляя русскую академическую школу скульптуры на родине великого Праксителя, как известно, создавшего первую обнажённую натуру в камне. Надо отметить, что симпозиум предварял длительный этап переговоров: обсуждения сроков проведения мероприятия, уточнение творческого задания, решение технических вопросов по рабочим инструментам, составление портфолио мастеров и публикация анонсов по проекту, и самое главное – качественный подбор участников симпозиума. В конце концов, была сформирована группа скульпторов из восьми человек, в которую вошли Апрасиди Мария, Гаев Александр, Абдурагимов Хан, Гаев Сергей, Маматова Тамила, Сагаконь Ольга, Сосенская Анна. Творческим экспертом группы выступил давний наш партнёр, Заслуженный художник РФ Сергеев Борис Михайлович. В пасхальную ночь 15 апреля самолёт с нашими творческими паломниками приземлился в Царьграде, а точнее – в столице Турции городе Стамбуле. Здесь группа рассредоточилась, разбрелась по городу, выбирая для себя маршрут по интересам: кто-то побежал гулять по ночному Истиклялю и встречать рассвет на Босфоре, кто-то отдавался сну после утомительной дороги (из Петербурга летели с посадкой в Москве). Но днём, как сговорившись, вся группа собралась у Айя-Софии – древней Константинопольской святыни, памятника не только высокой духовной христианской значимости, но и необычайно важного культурно-исторического объекта, представляющего собой несомненный интерес для художников как средоточие уникальных художественных ценностей. Следующую ночь мы уже встретили в аэропорту города Даламан, откуда после посадки самолёта еще на автобусе 3 часа двигались в строну Датчи. Однако, несмотря на очередную бессонную ночь, новое утро началось довольно ранней встречей всей группы на завтраке, так как магический шум Эгейского моря, на берегу которого располагался наш отель, не очень способствовал крепкому сну. Первый день симпозиума носил исключительно установочный и познавательный характер: прогулки по городу и знакомство с его достопримечательностями. А уже на следующий день мастера выбирали себе камни, заботливо поливая их водой и простукивая молоточками, и корректировали эскизы, подготовленные ранее в мягком материале. В течение следующих тридцати суток скульпторы почти ежедневно работали с мрамором. Надо отдать должное энтузиазму художников: первое время только темнота или голод могли оторвать их от работы, так они «соскучились» по камню. И даже стальная твёрдость отдельных мраморных блоков (партия мрамора попалась специфическая), а так же периодически выходившие из строя инструменты не могли сбить творческий порыв. Лишь через неделю установился более-менее ровный график: утром, до завтрака, купание в море, затем работа, после обеда – полтора-два часа на море – и снова работа до ужина, а затем до ночи музыкальные посиделки под гитару. Было бы неправильным умолчать о радушии, гостеприимстве и хлебосольстве хозяев отеля (работали в Академии, а жили в отеле). О внимании и деликатности можно судить из одного эпизода: утром девятого мая все мы под дверью нашли цветы герани; как позже объяснил Юнус, сын хозяина отеля, он хотел поздравить нас с Днём победы, но извинялся, что вместо гвоздик подарил наиболее похожий на них цветок, а в обеденном зале ждала песня Тухманова «День Победы». Однако симпозиум был бы слишком трудоёмким и однообразным, если бы не насыщенная культурная программа: в течение всего времени пребывания в Турции группе удалось посетить все значимые достопримечательности в радиусе 400 км от Академии «Книдос». Надо сказать, что на берегах Эгейского моря сосредоточено большое количество ликийских, греческих, римских, византийских и других руин: дворцы, храмы, амфитеатры, древние термы и торговые ряды – даже в руинированном состоянии дают представление о мощи уникальных мегаполисов, о цельности и гармонии жизнеуклада древних. В первую очередь мы посетили близлежащий древний Книдос (он был от нас в получасе езды); следующий выезд посвятили Измиру и чуду света Эфесу; во время третьей экскурсионной поездки побывали в уникальном древнем городе Каунос, покатались на речном трамвае по реке Дальян, где наблюдали затерянные среди прибрежных скал гробницы Ликийских царей, а так же позагорали на знаменитом, необычайно красивом черепашьем пляже Изтузу, куда приплывают гигантские черепахи Карета-Карета, чтобы спариваться и откладывать в песок яйца с новым потомством. Четвертая культурная экспедиция привела нас в Бодрум, Дидиму и Милет, города, в которых мы и древностей насмотрелись, и провели важную деловую встречу с будущими партнерами. Безусловно, знакомство с древнегреческой, византийской и раннехристианской культурой очень обогатило художников, непрестанно восхищавшихся высоким уровнем обработки материала, композиционными решениями, монументальностью и масштабом архитектурных сооружений; а увидев метки древних мастеров на мраморе можно было почти на физическом уровне ощутить связь времён, как бы перенять эстафету от скульпторов прошлого и продолжать свою работу дальше, обогатившись этими новыми ощущениями. Надо сказать, что помимо культурной и познавательной составляющей, выездные сессии носили и деловой характер: в Измире была организована встреча с мэром района Борнова (Bornova), которого заинтересовала возможность проведения скульптурного симпозиума, а беседа в Торгово-Промышленной палате Бодрума дала надежду на организацию фестиваля с участием живописцев и мастеров декоративно-прикладного творчества. Наконец, пришёл день итогового показа: наш патрон, Невзат Метин, лично уделил каждому скульптору время, с удовольствием согласился позировать вместе с мастерами на фоне готовых скульптур, а на следующий день рано утром группа уже ехала в аэропорт с новыми эмоциями, ожидая встречи с домом и приятной усталостью от сделанной работы. Впрочем, последняя точка в проекте ещё не поставлена. Санкт-Петербургский центр гуманитарных программ создал специальную интернет-платформу, на которой можно оценить творчество скульпторов, приняв участие в конкурсе, направленном на выявление и поощрение участников прошедшего симпозиума более всего приблизившихся к раскрытию заявленной темы, чьи работы отличает оригинальность, новизна творческой идеи, техническое мастерство и качество работы в мраморе. Приглашаем принять участие в онлайн-голосовании до 30 июня 2017 года, кликнув на ссылку
https://goo.gl/forms/7Zi2KgRQkwGVi0W22
Материал подготовлен Санкт-Петербургским центром гуманитарных программ.
Ссылки на публикации:
Анонс на сайте СХР http://www.shr.su/dt/item/1317-simpozium_turzia.html
Группа на фейсбуке https://www.facebook.com/events/1776951385892816/?active_tab=discussion
Группа вконтакте: https://vk.com/simposiumknidos2017
30.05.2017 г.
Источник: shr.su